Больше рецензий

11 октября 2022 г. 20:26

203

4.5

Ранее я уже писал, что решился перечитать дилогию об Остапе Бендере, которую до этого читал лишь подростком. После прочтения «самой полной» версии «12 стульев» я взялся за аналогичное издание второго романа, «Золотого телёнка». Она тоже подаётся как «Полная версия романа без изъятий и купюр».

По легенде, авторы не собирались писать второй роман, первый был самодостаточен, и Остап Бендер в нём умирал. Авторы рассказывали, что даже кидали монетку, чтобы решить, останется он жить или умрёт. Но после бурного успеха первой части было бы странно, если бы авторы не решились выпустить вторую книгу. Хотя есть мнение, что продолжение задумывалось всё же намного раньше, а всё остальное — это уже красивая и официально поддерживаемая легенда.

В первом романе было два героя — Киса Воробьянинов и собственно Остап Бендер. Но было очевидно, кто играет первую скрипку, кто главный мыслитель и двигатель в этой паре. Без Остапа Киса не смог бы добыть, скорее всего, ни одного стула. И потому вторая книга вообще не связана с «предводителем русского дворянства», но зато полностью выводит на передний план воскресшего Остапа, у которого появляются новые помощники, значительно более полезные (хотя тоже не чета ему). О своей смерти же Остап вспоминает вскользь, что его таки пытались убить, но бравая советская медицина успела спасти его жизнь. Напоминанием остался лишь хорошо заметный шрам от пореза бритвой на шее.

Кратко о сюжете: в этот раз Остап решает раз и навсегда решить проблему денег. Теперь ему нужен сразу миллион, и так удачно подвернувшиеся сведения о подпольном миллионере рождают в его уме безумный, но вполне реализуемый план, как получить нужные ему деньги на «блюдечке с голубой каёмочкой». В этом деле ему помогают случайно подвернувшиеся «дети лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов и Самуил Яковлевич Паниковский, а также прогоревший на автомобильном извозе бывший уголовник, а ныне водитель-автолюбитель Адам Козлевич.

Вся история — это попытка грамотным шантажом вытянуть деньги у подпольного миллионера Корейко. И тут, как и в первой книге, мы следим не только за приключениями Остапа сотоварищи, но и за сатирически показанной действительностью тех лет. НЭП сошёл на нет, но на примере истории Корейко авторы показали, какая неразбериха творилась в предыдущие годы, как ловкие и беспринципные личности могли зарабатывать огромные состояния на голоде и головотяпстве местных чиновников.

Теперь это уже не просто погоня-поиск стульев, а грамотно разработанная операция по сбору компромата и отжиму денег. Возможно, именно поэтому в детстве мне эта книга и не понравилась, тут ты «красоту» работы Остапа можешь оценить, лишь получив некоторый жизненный опыт. И именно поэтому спустя столько лет мои впечатления от обоих романов дилогии полностью поменялись местами. Теперь уже «12 стульев» мне менее интересны, а «Золотой телёнок» — прямо шедевр с долгим послевкусием.

И даже зная, чем всё закончится, ты всё время хочешь, чтобы Остапу всё удалось, и он сумел благополучно выбраться со своим миллионом в вожделенный им Рио-де-Жанейро. Но в реальности Остап добивается мечты, вот только на пользу ему это богатство не идёт. Но об этом я поговорю чуток позже.

Что же «полная версия»? По сравнению с первой книгой, отличия не настолько заметны. Выкинутых глав тут нет, скорее альтернативные. В одной рассказывается немного иная история появления Остапа в городе Арбатове в начале романа. Также есть несколько ранних глав, которые попали в финальную книгу, пусть и с незначительными изменениями, я так и не понял, зачем было их включать в книгу. Самое заметное отличие там — это что книжный Черноморск изначально авторами задумывался как реальная Одесса, и лишь позже их родной город заменили на «выдуманный» Черноморск, за которым всё равно угадывается Одесса. Ну и главное — иная концовка романа, где Остап таки расстаётся со своим миллионом, женится на девушке Зосе (в финальной версии Зося успевает выйти замуж примерно за месяц до возвращения Остапа) и не пытается сбежать с деньгами за границу.

Вот эта концовка действительно тянет на большие изменения. Не скажу, что такое окончание романа меня бы устроило (меня и финальное не устраивает), но оно точно не устраивало руководство. Не мог такой негодяй и бесчестный человек, как Остап, просто перевоспитаться. Надо было показать, что махинации до добра не доводят.

Даже дополнительные материалы тут не такие подробные и интересные, как в первой «полной» книге (где они составляли половину тома). Тем не менее, их по-прежнему интересно читать, они проливают свет на то, что происходило вокруг авторов во время написания книги, почему что-то замалчивалось, а другое становилось официальной версией. Идеи НЭПа и борьбы с троцкистами (ставшие базой первого романа) уже перестали быть актуальными, однако появились новые «политические» веянья, которые новый роман соблюдал и продвигал. Просто мы, не будучи современниками авторов, эти нюансы уже не ловим.

Но последняя часть книги, где Остап наконец обретает богатство и пытается им распорядиться, становится грустным окончанием его истории. Недостаточно просто иметь много денег. В Стране Советов ты ими практически не можешь воспользоваться. Ибо всё расчитано на народные нужды, а не нужды отдельных граждан (ну если ты только не состоишь в руководстве страны). Более того, само понятие миллионера — это нечто постыдное, ты ведь не трудишься как все порядочные люди, поэтому даже случайные знакомые от тебя отворачиваются. А не дай бог заинтересуются компетентные органы!

Корейко это понимает, и потому всячески скрывает своё миллионерство, живёт как очень бедный человек, но продолжает прокручивать свои аферы, складывая денежки в чемоданчик в камере хранения на вокзале. Деньги, которые он никогда не сможет потратить в этой стране, но и остановиться он не может. А Остап пытается кутить, сорить деньгами, и лишь спустя какое-то время понимает, что это не приносит счастья. В попытке обрести его он наконец решается бежать за рубеж, но оказывается нагло ограблен румынскими пограничниками. И остаётся на родине с тем, с чем и начинал: без денег, но с замечательным умом. Правда, с подорванной верой в жизнь, а потому о его новых приключениямх мы уже больше никогда так и не узнали от авторов дилогии.

Экранизация

Как и в случае с первым романом, я бы отдельно хотел поговорить об экранизации. Потому что именно для этой книги её экранизация сделала не меньше, а то и намного больше, чем для «12 стульев». Если для первого фильма есть два наиболее известных фильма, и любители до сих пор спорят, какой Остап лучше, то с «Золотым телёнком» история другая.

Про зарубежные версии говорить не буду. В СССР же долгое время была одна единственная, а к концу века сняли ещё парочку. Одна была по мотивам и даже называлась «Мечты идиота«, а Остапа там играл популярный на то время певец (не актёр!) Сергей Крылов, который даже внешне был полной противоположностью Остапа. И хотя в фильме снялось множество замечательных актёров (Евгений Дворжецкий в роли Шуры, Станислав Любшин в роли Паниковского, Вдадимир Толоконников в роли Козлевича, и другие), оценки у него ниже плинтуса. Это было желание срубить бабла на известном образе, перенеся события романа в современные реалии.

Вторая экранизация уже была ближе к оригиналу, Остапа играл Олег Меньшиков, да и остальные актёры были под стать, однако любви у зрителей и этот фильм не снискал. Даже обложка фильма показывает этакого Остапа-мечтателя, в то время как Остап — целеустремлённый и расчётливый делец, а не просто мечтатель о беспечной жизни. Потом из фильма сделали ещё и расширенную версию в виде сериала.

Но на самом деле я считаю, что второй фильм (о первом не говорим) получил такие низкие оценки в том числе из-за того, что в 1968 году Михаил Швейцер уже снял одну экранизацию, и она — гениальна. Поэтому кто бы и что бы ни пытался сделать далее, его всегда будут сравнивать с версией Швейцера.

Со мной многие спорят, но я уверен, что лучший Остап Бендер — это именно из этой экранизации «Золотого телёнка». Сыгравший его Сергей Юрский сумел показать умного, побитого жизнью, но всё ещё пылающего комбинатора. Это стопроцентное попадание в роль, причём именно для этого этапа жизни Остапа, когда он уже познал и тюрьмы, и горе поражений, и даже пережил покушение на убийство. Лучший Остап всех времён и народов, и вы меня не переубедите.

Совсем молодой Леонид Куравлёв — тоже отличное попадание в образ Шуры Балаганова, такого мелкого мошенника, который особо не блещет умом, но восторгается Остапом.

Евгений Евстигнеев прекрасно показал подпольного миллионера Корейко. Вроде бы обычный советский служащий, но при этом гениальный и хладнокровный мошенник.

А уж Зиновий Гердт!!! После его воплощения Паниковского я просто не вижу никого другого в этой роли. Мало того, что он гениально показал практически все штрихи своего книжного героя, он добавил многое из того, чего в книге не было. Один эпизод в ресторане, когда он ругается с Шурой за свой план («Держите меня, сейчас будет побоище!») и следующий затем эпизод с великим слепым («Поезжайте в Киев и спросите») — это многого стоит. В книге это буквально пара фраз, а Гердт через эти эпизоды сумел значительно больше раскрыть своего персонажа. Как и крохотные эпизоды разборок «да кто ты такой» и распил гирь «Пилите Шура». Благодаря игре Гердта эти мелкие фрагменты из книги стали одними из лучших и самых запоминающихся кадров фильма.

При этом двухсерийный фильм потерял довольно многое из книги. Например, большинство эпизодов третьей части книги с поисками сбежавшего из Черноморска Корейко в фильм не попали. Как и эпизоды с Вороньей Слободкой, где проживала вся компания комбинаторов. Кстати, интересно, что изначально эпизоды со Слободкой для фильма были сняты, и и страдающего Васисуалия Лоханкина там играл Анатолий Папанов, который позднее гениально сыграет Кису Воробьянинова в экранизации «12 стульев» Марка Захарова.

История даже сохранила эту вырезанную сцену, которую теперь можно просмотреть: https://youtu.be/MZAP1dOnSM0

В общем, когда я перечитывал книгу, у меня в голове были образы именно из этой экранизации. Более того, даже зная весь сюжет назубок, я до сих пор готов пересматривать этот фильм раз за разом.

Концовки

А что же концовки? Как я уже говорил, мне всегда хотелось, чтобы Остап выиграл в этой игре и обрёл счастье. И авторы тоже не могли решить, какой же конец уготовить своему любимому герою.

В итоге был выбран вариант, где добивашийся своего Остап просто теряет богатство от злобных прислужников буржуазии и остаётся ни с чем. Тем самым показывая, что мошенничество до добра не доводит. Случайные студенты-попутчики в поезде отворачиваются от него, как только он решает похвастаться, что он миллионер. И даже Зося, в которую он внезапно влюбился, не ищет миллионов, а выходит замуж за бедного студента.

Однако же в альтернативной концовке авторы решили показать, что познав бессмысленность обладания богатством, Остап расстаётся с ним (как он пытается сделать и в финальной версии). И лишь благодаря Адаму Козлевичу находит счастье с Зосей, которая дождалась его.

Откровенно, мне не нравится ни один вариант. Но дать Остапу уехать в вожделенный Рио-де-Жанейро авторы не могли.

Источник

Комментарии


Великолепная рецензия! Полностью согласна, что Юрский - лучший Остап. И ни один финал мне не кажется логичным для героя...