Больше рецензий
28 мая 2009 г. 13:14
1K
5
РецензияДо сего момента воспоминания Романа Гуля о 1-ом Кубанском походе попадались мне в виде отрывков, несколько раз в инете натыкался на полный текст, но из-за нелюбви к чтению с экрана не читал. Наконец купил два его произведения: «Конь рыжий» и «Ледяной поход».
«Конь рыжий» с одной стороны, заявлен, как художественное произведение, с другой оно явно автобиографично. Конечно, по сравнению с документальным «Ледяным походом» он не столь детализирован, но в целом представляет собой художественное описание пути автора из военной части на фронте в Румынии на собственную ферму Гасконь через Пензу, Добровольческую армию, Киев, Германию и Париж. При этом достаточно подробно описаны мысли, чувства и эмоции, посещавшие Гуля во все ключевые моменты жизни.
Но когда читаешь воспоминания, то интересны не только исторические события в их частном осмыслении, бытовые подробности и чувства участников, но и не меньший интерес (для меня, по крайней мере) представляют судьбы людей. А вот с этой точки зрения, «Конь рыжий» имеет крупные минусы, оставляя некоторые важные события жизни автора безо всякого пояснения. Например, глава кончается устройством Гуля на работу лесорубом в Германии, а следующая начинается уже с наличия у него жены, о которой (еще в виде невесты) он грустил еще пару десятков страниц назад, как о оставшейся в Советской России. Как она перебралась к немцам остается тайной. Или сидит автор под фашистским арестом в Ораниенбурге, описывает, как вокруг людей истязают и вдруг – бах! – оказывается в Париже.
С точки зрения, анализа событий Гражданской взгляд Гуля интересен своей отстраненностью. Среди мемуаров встречаются вполне объективные оценки белых армий или причин поражения, например, Чеботарев или Реден. Но при этом авторы вполне четко выбрали для себя сторону и выбор этот сомнению не подвергают. Гуль же еще дома в Пензе, получив приглашение в Добрармию, сомневался ехать или нет. И потом эти сомнения привели к тому, что все недостатки зарождавшегося белого движения, которые мог бы не заметить идейный человек, возникают в произведениях Гуля весьма выпукло.