Больше рецензий

Roman-br

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2013 г. 23:57

1K

5

Книга известного американского шумеролога Крамера посвящена анализу письменных источников шумеров и основанных на шумерских мифах более поздних семитских текстов на аккадском языке. Шумер - это сеть городов-государств возникших около 4-го тыс , до н. э., находящаяся, время от времени, под общим управлением одного из городов, на юго-востоке Междуречья Тигра и Ефрата, то есть на юге современного Ирака. Шумер интересен тем, что он - первая известная на данный момент цивилизация с письменностью, то есть, собственно исторический период начинается с шумеров, народа, который называл себя "черноголовым" и изобрел клинопись (на глиняной табличке, пока глина мягкая, выдавливали знаки заостренным тростником).

Советское издание книги предваряет предисловие египтолога и ассириолога, академика Струве, который, описывая мастерство Крамера в дешифровке шумерских табличек, видимо, хотел оправдать не вполне канонический для Советского Союза стиль книги. Так, Крамер сравнивает собрание воинов города-государства с двух-палатным парламентом, и как тут не сказать, что "хотя автор безусловно принадлежит к числу прогрессивных, передовых ученых, однако это отнюдь не обусловливает тождества его взглядов с марксистско-ленинским учением..."

Крамер начинает с того, что на раскопках шумерского города Урук нашли более 1000 клинописных табличек и по крайней мере 3000 лет до н. э. (судя по глубине раскопок) шумерские писцы, мужчины из богатых семей, уже во всю обучали людей письму. Из этого можно заключить, что возникновение письменности относится ко второй половине 4-го тысячелетия. Крамер корректно умалчивает о дате возникновения письменности и, покопавшись в Википедии, становится ясно почему: оптимисты датирую первую табличку из Киша 3500 г. до н. э., а консерваторы предпочитают отсчитывать исторический период от 3200-3300 до н. э. Единого мнения на этот счет нет, но все согласны, что в 3200 г. до н. э. письменность в Шумере уже была.

Существовала обширная сеть школ со своей структурой: директор, наставники и конечно-же... "владеющий хлыстом". В школах преподавали не только "язык" и "литературу" но, судя по сохранившимся табличкам с перечислением растений, животных, минералов, названий городов и. т. п., какие-то "основы естественных наук". Сохранились таблички, свидетельствующие о том, что ученики школ так же любили ленится и прогуливать занятия как и теперь, 5000 лет спустя :).

Глава города в Шумере был единовластным, хотя иногда и советующимся с воинами, правителем. У каждого города был свой бог- покровитель и когда правитель более сильного города хотел покорить более слабый, он не объявлял войны прямолинейно, как это делали позднее, а говорил что-то вроде "мой бог повелел твоему богу прислуживать ему, а стало быть твой бог подчиненный и я иду навести порядок у тебя и исполнить божью волю...". Шумеры верили, что боги создали людей из глины только для того, что бы они работали на них и обеспечивали богов всем необходимым (стало быть на войне не мародерство, а конфискация у твоего божка в пользу моего бога?). Когда заключали мирный договор, то есть выясняли чей бог главнее, ставили обелиск на границе с текстом и предупреждением не пересекать оную. Крамер приводит ряд любопытных табличек, описывающих:
первый случай снижения налогов (металлические деньги появились только в 7-м веке, так что видимо налоги взимали товарами, Крамер это не уточняет),
первым свод законов (на 150 лет старше вавилонского кодекса царя Хаммурапи, 1750 года до . н. э. ),
первый юридический прецедент,
первый набор медицинских рецептов и правил для земледельцев,
литературный спор мотыги и плуга, в котором выиграла мотыга, как орудие более простое, но и более универсальное.

Крамер обнаружил первый каталог произведений шумерской литературы, в котором в качестве названия использовалась первая строка произведения (как в современном оглавлении сборника стихов без названий). Поскольку Крамер уже хорошо знал шумерские письменные источники к тому времени, он догадался, что этот список, казалось бы бессмысленных строк, и есть древнейший каталог.

Особое внимание уделено в книге знаменитому "Эпосу о Гильгамеше", и, хотя в книге приводятся обширные отрывки из эпоса, мне кажется, что лучше предварительно прочитать этот эпос отдельно и с современными комментариями к нему. Эпос представляет собой аккадскую переработку и компиляцию, начавшуюся около 18 века до н. э., более поздних шумерских мифов о Гильгамеше, лугале (то есть, военном вожде) города Урук, который жил около 2700-2800 гг. до н. э. Сюжет вкратце таков: могучий воин Гильгамеш был слишком крут у себя в Уруке и "буйствовал плотью" так что люди взмолились к богам прося унять его. Богиня Аруру вняла мольбам и, чтобы обуздать Гильгамеша, слепила из глины героя Энкиду. Гильгамеш послал к дикому Энкиду блудницу Шахмат и та "цивилизовала" его. Гильгамеш и Энкиду подружились и решили идти на Хумбабу, хранителя кедровых лесов в Ливане. Они рубят кедры и убивают Хумбабу, и, вскоре, Энкиду заболевает и умирает. После смерти друга Гильгамеш устрашается смерти и пытается попасть в страну мертвых и заполучить бессмертие, но узнает, что из людей бессмертен только Утнапиштем. В одной из версий эпоса Утнапиштем рассказывает Гильгамешу историю поразительно напоминающую историю о Всемирном Потопе (включая историю о голубе нашедшем землю), в которой сам Утнапиштем в роли библейского Ноя. В "основной" версии Утнапиштем рассказывает о цветке на дне океана, который дает вечную молодость. Гильгамеш добывает цветок, но, на пути домой, змея похищает его и Гильгамеш не получает вечной жизни.

Интересно сравнение шумерской поэмы о Дильмуне (месте где находился рай) с Библейской историей о сотворении Евы, матери всех живущих, из ребра Адама. Почему ребра? Ева в Библии означает "та, кто дает жизнь". На шумерском "ребро" - "ти" также значит "давать жизнь"!

Шумеры были завоеваны аккадским царем в 24-м веке, а в 25-м поглощены Вавилонской империей, семиты активно переняли шумерскую культуру и даже оставили нам шумеро-аккадские словари. Поэтому большая часть сохранившихся табличек о Гильгамеше - это более поздние семитские переработки.

Любопытно также, что "гора" и "страна" на шумерском обозначаются одним словом. Из этого и из традиции шумеров строить дома на высокой насыпи современные шумерологи заключают, что шумеры пришли в Месопотамию с гор, вероятно, Азии. Крамер, упоминая о совпадении слов гора и иностранное государство, тем не менее, не упоминает эту гипотезу.