Больше рецензий

6 октября 2022 г. 15:31

148

4 О жёнах

Добрый день! Пишу отзывы по наитию, импульсивно, поэтому если вдруг обнаружите спойлер, сообщите, пожалуйста, чтобы я могла исправить эту оплошность. Благодарю!

Хотелось бы сказать, что я долго и мучительно выбирала книгу для первого отзыва (такая вся ответственная), но нет – именно о ней сразу подумала.

Ширшенду Мухопадхай /1935г/ - автор бенгальского происхождения.

Тётушка, которая не умирает - впервые издана в 1993 году, в 2018 году вошла в шортлист «Hindu Literary Prize». Перевод перевода, поэтому текст несколько корявый, но читается легко.

Признаюсь, что оценила книгу только со второго раза, при первом прочтении история мне показалась слишком простой, гладкой, ещё и мистика .

По сути, книга о «женщинах, которые замужем» и «женщине, которая нет» - не буду рассказывать, кто есть кто, они там все как на ладони.

«Женщин, которые замужем» читатель видит с разных сторон:

Вдова - в индийской культуре до недавнего времени это концентрат несчастий, поэтому с ней почти никто не общается, в гости не зовут – принесёт в дом дурную энергию, не избавишься. Индийские вдовы редко выходят замуж повторно – это не принято, носят простые белые одежды, без украшений, едят самую простую пищу, которой хватает исключительно для поддержания жизни, никаких развлечений и увеселений, т.е. практически ведут монашеский образ жизни, а для молодой темпераментной женщины – влачат безрадостное существование.

Традиционная жена - полностью принимает мужа и послушна ему, забота о нём - её первейшая обязанность, воспитывает детей по кастовым обычаям, не идёт против традиций, даже если понимает, что они устарели. В книге это, наверное, самый незаметный персонаж, но на него стоит обратить внимание.

Сварливая жена – она где-то между, уже не традиционная, но ещё не прогрессивная: соблюдает традиции и обычаи, принятые в обществе, но благодаря вздорному, склочному характеру пытается управлять мужем и, если получается, осмеливается держать его под каблуком.

Прогрессивная жена понимает, что её счастье и благосостояние зависит от неё самой, поэтому терпеливо и с любовью выстраивает отношения с мужем и его семьёй, не боится менять привычный уклад, усердно трудится сама и мягко, но настойчиво подталкивает мужчин семейства к работе.

Тут нужно сделать отступление: т.к. речь в книге о бывших заминдарах, то «Мужчины у них в роду не были охочи до службы и предпринимательства. Им куда больше нравился праздный образ жизни».

Заминдарам (землевладельцам), относящимся к брахманской варне, нельзя было заниматься неподобающей деятельностью, это унижало их достоинство, поэтому испокон веков они жили на доходы с земель. После отмены заминдарства землевладельцы-брахманы жили на деньги с продажи принадлежавшей им земли, но, как водится, количество такой земли ограничено – высокородные семьи часто беднели, банкротились, и тем, кто хотел жить хорошо, как привык, приходилось смириться и заняться трудом «неподходящим» для касты, например, торговлей.

Что касается «женщины, которая не замужем», то она находится в уникальном положении современной женщины - у неё появилась возможность любить, выйти замуж по своему желанию и выбору. Ни у одной из «женщин, которые замужем» такой возможности не было, у них была необходимость - от умения выстроить отношения с мужем и его семьёй зависело благополучие женщины в договорном браке.

С одной стороны, за «женщину, которая не замужем» можно радоваться, но с другой стороны - понятна её растерянность: Что такое любовь? И как понять, что тебя любят?

Неожиданно для меня - в таком небольшом романе с простым сюжетом автору удалось не только рассказать о судьбах женщин Бенгалии (Восточная Индия), но и показать почти незаметные изменения в их положении в обществе.

prostoMargoMargo