Больше рецензий

Espurr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (что? да!)

30 сентября 2022 г. 23:28

382

3 Когда фанфики были большие

Лучше бы я перечитала «Унесённых ветром».

Скарлетт О’Хара — это, конечно, далеко не моя ролевая модель, но всем нам уж точно есть чему у неё поучиться. Особенно сегодня. Легендарное «я подумаю об этом завтра», звериное желание выжить, страстная любовь к родной земле, непоколебимая ненависть к врагам, ни с чем не сравнимое упорство. (При этом, на всякий случай, напоминаю, наплевательское отношение к большинству окружающих, в том числе собственным детям, эрудиция уровня пенёк и готовность идти по головам и сердцам всех, в том числе собственной сестры).

А что, во времена, когда всё катится в ад, именно такие люди выживают. И не просто выживают сами, а ещё и позволяют выжить близким. Часто негуманными методами: Скарлетт не церемонилась, когда заставляла родных работать на плантации, но и сама пахала, как вол. Наверное, живи мы в современное время (ха, ну в смысле в том, что ещё совсем недавно считалось современным временем), подавляющее большинство общавшихся с ней принесли бы миллионы психотерапевтам. С другой стороны, именно благодаря ей они бы смогли до психотерапевта дойти, а не умереть до этого.

Так вот, Александра Рипли берёт эту Скарлетт, которая прошла через ад военный и ад личный и в начале романа помещает в ад ещё больший: лишает буквально последних соломинок, за которые она могла бы держаться. То есть убивает Мамушку, описывает упадок Тары, ещё раз подчёркивает уже написанные Митчелл вводные: Ретт всё, точно ушёл, в Атланте ей после смерти Мелани не рад никто вообще.

Замах у Рипли, конечно, на рубль: как же с этим справится наша героиня? И сначала получается даже относительно правдоподобно: история с Эшли и лесопилками, алкоголизм, попытки несмотря ни на что блистать на карнавале, страстное желание сжать зубы и стать-таки леди для этих чопорных Чарльстонских дам... Скарлетт везде пытается БОРОТЬСЯ (ну так, как она это понимает), и в этом видна её глубокая травма, если бы мы говорили о настоящем человеке, и, наверное, особенность характера литературного персонажа, выписанного таким именно для описания военного времени. В мирном времени эта стихия не приживается, она просто сносит всё на своём пути.

Но удар, увы, всё же выходит на копейку. Нет, меня не смущали подробные описания обычаев, далёких родственников и секретов выбора овощей на рынке, наоборот, это, наверное, наиболее самобытная часть повествования. Меня смущал стиль повествования, как бы это описать, как будто из головы героини. В лучшие моменты книги Рипли от него отказывалась, и тогда мы получали неплохие описания героев (сестра Ретта, ирландская колдунья, злобный дед из Саванны и его слуги) от лица автора. А в худшие… В худшие мы всё воспринимали через призму якобы-Скарлетт, которая осталась примерно на уровне развития митчелловской Скарлетт из начала романа: то есть капризной юной девушкой, ничего не видевшей кроме своей плантации и ближайших соседских плантаций. Сдобренный при этом постоянными «воспоминаниями», то бишь по сути эксплуатацией Митчелловской истории.

И ей-богу, когда Рипли пыталась двигать сюжет, выходило гораздо хуже, чем, когда она этого не делала. Ну то есть правда, дайте мне побольше описаний вечеринки в ирландской семье, противостояния с саванским дедом, чарльстонского рынка, ирландской деревни и заберите обратно эту вашу любовную линию, в которой роялей больше, чем кустов. Ну то есть серьёзно: съевший собаку на судоходстве Ретт берёт Скарлетт кататься, они переживают кораблекрушение, полуживые занимаются сексом на пляже, и она сразу беременеет? Meh. Ну то есть до этого у нас реализм-реализм и сломленный дед Ретт с его садом, а тут вотэтоповороты? Ну зачем...

Точнее, понятно, конечно, зачем. Люди пришли вообще-то историю про любимых героев почитать, которая закончилась на самом интересном месте. Когда Рипли об этом вспоминает, а вспоминать приходится, и начинается превращение книги, у которой в общем-то были шансы, в фанфик. А чего вы хотите от фанфика? Гарри, ой простите, Скарлетт, у тебя глаза матери, а характер папочкин, но доброта, ой простите, стремление быть леди, конечно, от мамы, и это противоречие, в общем-то неплохое и сюжетообразующее, но к концу от него уже будет тянуть блевать. Будут ли он и она вместе? Ну конечно, будут, НО НЕ СРАЗУ И В МАСИМАЛЬНО ДРАМАТИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Оправдано ли это их характерами? Да ни черта, вспоминается сразу старый идиотский анекдот про «настоящая женщина сразу не согласится, настоящий мужчина дважды не попросит».

Лучше бы я, конечно, перечитала «Унесённых ветром».

Комментарии


Сегодня это уже десятая рецензия на эту книгу. Моб какой-то идёт? Или это совпадение?


Долгая прогулка просто.)


А, поняла, спасибо :)