Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2022 г. 21:34

242

4 Жизнь падающей звезды

«Это не режиссер!» ‒ слышал я и такое мнение т.н. образованного человека. Если Сергей Эйзенштейн не режиссер, то и кино нет!
От книги Марка Кушнирова ждал некоего откровения. Но не случилось! Впечатление недосказанности, незаконченности от биографии остаётся. Может, так и задумал Эйзенштейн!?
Про «Грозного» сказано мало, я бы сказал, подозрительно мало. Мне представляется, что этот последний шедевр нуждается в более развёрнутом описании. Впрочем, такая книга есть, но пока не прочитал. А вот про интимную жизнь Эйзенштейна написано уж слишком подробно… Надо ли? Тем более, что преимущественно представлены догадки, «осколки» странных романов, в том числе и с дочерью Мейерхольда.
Поражает масштаб личности. Поражают целые списки творческих замыслов, так и не реализованных. Поражает, что всё-таки в самое страшное время Эйзенштейн работал, искал и не останавливался несмотря ни на что.
Отличнейшая графика, остроумно «замаскированная» в тексте, ни на что не похожая, хотя и указаны художники, вдохновлявшие Эйзенштейна (ханжам просьба не смотреть).
Анализируются теории героя книги в области кино, его преподавательская деятельность. Подробно рассмотрен конфликт режиссера с Шумяцким, конфликты с другими бонзами показаны гораздо скупее.
Порой, к сожалению, Кушниров увлекается какими-то внутренними киноведческими спорами, безусловно ему интересными, но далёкими от читателя. Обильно цитируется Наум Клейман, что закономерно.