Больше рецензий

23 сентября 2022 г. 14:27

191

4 Хорошая выжимка практического буддизма с претензией на светскость

В рецензии будет краткое изложение идей книги (то есть спойлеры), но так как книга не приключенческая, а психологически-философская, то такие спойлеры не страшны, а наоборот могут помочь не читавшему книгу человеку решить для себя, тратить время или нет.

В книге:

+ Дается внятное изложение следующих буддийский идей:
- Пустотность: все вещи и явления в мире лишь наборы более мелких и постоянно изменяющихся элементов и процессов (пучки процессов), чего-то самосущего (существующего само по себе) и неизменного нет;
- Текучесть (преходящий характер вещей): все меняется, все проходит (как объекты материального мира, так и психо-духовного);
- Страдание: неотделимая часть жизни, причина которого в желаниях и нежеланиях (отвращениях)

+ Дается доступное описание четырех благородных истин буддизма и восьмеричного благородного пути в частности

+ Объясняется техника медитации
- Наблюдение дыхания;
- Наблюдение физических ощущений в теле;
- Нереагирование на возникающие физические ощущения, эмоции и мысли, рассмотрение их с позиции наблюдателя.

+ Объясняется мотивация медитации:
- Позиция наблюдателя по отношению к дыханию и физическим ощущениям позволяет отделить себя от физических ощущений, мыслей и эмоций, не отождествлять себя с ними и не погружаться в них, что позволяет легче переживать болезненные физические и эмоциональные состояния;
- Позиция наблюдателя также дает понимание текучести (преходящего характера) ощущений, мыслей и эмоций и позволяет к ним не привязываться, а относиться как тому, что сейчас есть, а в другой момент уже нет или есть, но изменилось;
- Так как страдания вызываются желаниями, то для устранения страдания нужно работать на этапе появления желаний и нежеланий. Желания и нежелания появляются, когда мы начинаем реагировать на внешние и внутренние раздражители, поэтому на них надо не реагировать, а просто наблюдать возникающие физические и ментальные ощущения, которые по закону текучески очень скоро изменятся или прекратятся. Но так как наблюдать нематериальные эмоции сами по себе достаточно сложно, то проще наблюдать дыхание и ощущения в теле, потому что это физические явления, а кроме того, они имеют непосредственную связь с эмоциями (частота дыхания, разные ощущения в теле во время эмоциональных всплесков).
Поэтому вместо того, чтобы реагировать на физические ощущения, мысли или эмоции, мы наблюдаем за своим дыханием и физическими ощущениями, рассматриваем их с позиции наблюдателя как объективные явления, что позволяет нам оставаться спокойными с чистым и трезвым сознанием в любой ситуации.

+Еще некоторые полезные идеи в книге:
- медитация это не получение духовных трипов или приятных ощущений (хотя они сопровождают медитацию), а отделение себя от своих физических и ментальных ощущений путем сосредоточения внимания на дыхании и физических ощущениях, к приятным ощущениям надо относиться также объективно, как и к неприятным, так как только так можно стать недоступным для страдания, иначе медитация сведется к исканию очередного удовольствия и ничего не изменится.
- йогические медитации с мантрами и визуализациями идут мимо

+Идеи книги, которые заслуживают критики (ересь):
- Это истинная медитация Будды, прошедшая нетронутой сквозь тысячелетия и сохранившаяся только там, где ее почерпнул Гоенка и стал нести миру, а больше никто истинными техниками не владеет и заблуждается, как хорошо, что у нас есть Гоенка и его 10-дневные курсы, ТОЛЬКО на которых можно познать суть истинной медитации и никак иначе, поэтому записывайтесь все на курсы как можно быстрее, слава Гоенке и его истинной випассане
- Поиск ощущений там, где их в принципе не может быть по причине отсутствия нервных окончаний (внутренние органы и пр.)
- Идея о том, что материя ТОЧНО имеет волновую природу (корпускулярно-волновой дуализм в помощь) и что это открыл Будда еще 2,5 тысячи лет назад, а самое главное, что при должном усердии в медитации можно почувствовать субатомные частицы, из которых состоит ваше тело
- Идея о том, что медитация чистит прошлые самскары (реакции): при прекращении реакций (желаний) в настоящем моменте, ум начинает обрабатывать старые уже совершившиеся реакции, на которые мы должны также не реагировать, после чего эти реакции пропадают.
Ум действительно не может не думать, также как тело не может не дышать, по этой причине даже при достижении полной невозмутимости в настоящем моменте ум все равно будет выводить в оперативную память какие-то воспоминания или фантазии, которые также могут вызывать у нас новые реакции (если мы не смогли отделить себя от них и просто наблюдать), но утверждение, что это не просто воспоминания или фантазии, а именно самскары, которые нужно пережить и отпустить - бездоказательно, в действительности ум может прокручивать одно и то же воспоминание по 100 раз, так как ему лишь бы думать.
- Понимание ума как всего тела, из чего следует вывод о наличии сознания у всех субатомных частиц, из которых состоит тело.

Ну и вообще общая претензия к книге в том, что Гоенка претендует на светскость своей медитации, при этом сохраняет религиозные (требующие веры) элементы буддизма. Если уж решил взять в буддизме психологию и философию, а религию оставить за бортом, то нужно стоять на атеистических позициях и следовать научной картине мира, а медитацию воспринимать исключительно как психопрактику и не больше.