Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2013 г. 15:24

234

3

Эта книга - отличный повод поговорить более, чем только о Валерии Павловиче и авиационных полетах.
Вся страна, без преувеличения, была влюблена в "сталинского сокола" Валерия Павловича Чкалова. Даже я застал то время, когда фильм "Чкалов" был одним из популярнейших, а сам герой фильма - одним из символов советской страны. Собственно говоря, это и было главным содержанием проекта "Валерий Чкалов" - символ, легенда, миф - в высоком понимании этого слова - миф Советского Союза.
Биография - обычная биография обычного простого парня с Волги. Обычный путь в авиацию. Обычная личная жизнь. Необычен характер Чкалова. Он - настолько яркая личность, что даже на фоне подлинно массового энтузиазма советских людей, выделялся вне всякого сомнения индивидуальностью. Пассионарий - так бы назвал его Л.Н.Гумилев. Вне всякого сомнения - созидатель, новатор и исследователь. Вне всякого сомнения - человек исключительной личной отваги. Вне всякого сомнения - человек безгранично преданный советской стране и её вождю.
И как это всегда и везде бывает, хочу подчеркнуть: всегда и везде - такие люди становятся символами своей эпохи и страны. Соединение обычного, привычного для людей (биография) с исключительностью личных качеств - основа мифа. Мифа как абсолютно необходимого элемента общественного устройства - не более и не менее. В Советском Союзе, наверное, глубже всех сознавали необходимость руководства, управления ментальной сферой общественной жизни. А такая сфера невозможна без общественного мифотворчества. Валерий Павлович и был таким мифом. Миф с легко узнаваемыми национальными чертами: смелость на грани бесшабашности, отвага на грани неоправданного риска, когда русские создают своими руками трудности, которые потом героически преодолевают.
В самом хорошем смысле слова, идеологическая система, если угодно - машина, Советского Союза в те времена была непревзойденной. С ней сравниться могла разве что только идеологическая машина Германии. Дело в данном случае даже не в содержании, которое система, машина, обслуживала (если есть сомнения относительно важности идеологической сферы - посмотрите "Король говорит". В оплоте либерализма, Георг VI посмотрите и послушайте, что утверждает относительно нашего предмета). Дело в том, что система была максимально эффективна. Масштаб задач, стоявших перед идеологией Советского Союза, была глобальной, и это было манифестацией масштаба самой советской цивилизации.
Немного о технической стороне. АНТ-25, на котором Чкалов летал через Северный полюс в Штаты, это стратегический сверхдальний бомбардировщик Андрей Николаевич Туполев, так расшифровывалась аббревиатура. В советской пропаганде не говорилось о трудностях, с которыми сталкивались советские люди, совершая тот или иной по-настоящему героический поступок. Нехватка кислорода, показанная в фильме - это цветочки по сравнению с диким холодом в самолете. Поскольку комфорт никогда не был "сильной" стороной советской техники, то и пилоты ходили в туалет в ведро, потому как ходить больше было некуда.
То, что самолет, на котором Чкалов совершил свой последний испытательный полет, был совершенно не готов к полету. Но это так по-нашему: отрапортовать, рискнуть без надобности. Несмотря на запрет лично Сталиным, Чкалов всё равно сделал вылет. И погиб. Но это, к сожалению, не единственный скорбный урок нашей авиации. Урок, так и невыученный. Подготовка наших военных лётчиков в отличие от немецких отличалась очень и очень существенно. В первую очередь количеством часов налёта. И как это не прискорбно, уровень подготовки военных летчиков Советского Союза и Люфтваффе был столь различным, что показательно сравнение лучших результатов лучших лётчиков Ивана Кожедуба (62 сбитых самолета) и Эриха Хартмана (352 самолета).
Какова была бы судьба Валерия Чкалова, доживи он до ВОВ? Скорее всего он был бы на командной должности, оставаясь при этом летающим командиром. Сумел бы Чкалов что-то изменить в системе подготовки лётчиков, останься он живым? Трудно сказать, можно только гадать. Скорее всего - нет. Потеряла советская авиация с гибелью летчика-аса? Да, однозначно. Вечная память!

Комментарии


Надо начинать жзл читать)
Спасибо.


Благодарю Вас за время, которое Вы уделяете на мои тексты. Знаете, по зрелому возрасту, вспоминая и Бора, и Чехова, и Гончарова, и Плеханова, и Чкалова в ЖЗЛ, понимаешь такую штуку: да, в Союзе были чрезмерно строгие, а потом и выродившиеся в костные и мертвые, правила цензуры. Но человеческая мысль пробивает себе дорогу везде: в советской литературе была чрезвычайная добротность в работе с материалом, чрезвычайная. Система, когда писатель был на государственном обеспечении, позволяла работать неспешно и глубоко. Поэтому сегодня, перечитывая, просматривая прочитанное и, в том числе, и в этой серии, находишь многое, что ускользало в детстве. Так что, убежден, много открытий чудных Вас ждет в этой серии.