14 сентября 2022 г. 21:43
2K
5 «Онегин, добрый мой приятель» и «Татьяны милый идеал»
За что я люблю этот блистательный роман? За мудрость и иронию, веселье и грусть, лёгкость и какую-то упругость стиха, точность психологических состояний героев. За отразившиеся в тексте неустанные искания его автора, за его удивительную способность сделать предметом поэзии любое, даже самое бытовое явление. Многие строки помнятся с детства наизусть.
Перечитывание школьной классики – словно возвращение в подростковые годы. И восприятие произведений совсем иное, скорректированное жизненным опытом и наслоившимися читательскими впечатлениями. А в случае в пушкинским романом – каждый раз иное: открываются какие-то аспекты и детали, на которые ранее внимания не обращалось. Ну вот, например, учительница объясняла, что Онегин – человек передовых взглядов, практически декабрист, освободивший своих крестьян от барщины. Открываем Пушкина и читаем: «Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил». То есть от скуки! Вовсе не ввиду человеколюбивых стремлений! Понятное дело, что человек низкий придумал бы себе иные, соответствующие способы «развлечения» в деревне. Но, тем не менее, преувеличивать «революционность» Онегина я бы поостереглась. Да и в декабристы он бы не ушёл: все они были офицерами, а Онегин, как известно, нигде не служил, ни в военной службе, ни в статской.
С Татьяной тоже всё не так просто. Мы привыкли к тому, что она проявила смелость, первая в письме объяснилась Онегину в любви. Минуточку! Не будем забывать, что Татьяна – книжная барышня, примеряющая на себя модели поведения героинь «и Ричардсона, и Руссо», а следовательно, поступает так, как девушки из любимых ею английских и французских сентиментальных романов. Да, неосторожно, легкомысленно, неосмотрительно, но не самостоятельно, а по «наводке» литературных текстов. Да и о какой любви к Онегину может идти речь, если сказано, что «пришла пора – она влюбилась», «Душа ждала… кого-нибудь... И дождалась… Открылись очи; Она сказала: это он!». Или еще: «Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя». И в письме этом, написанном по-французски (русский язык начала XIX еще не был так «заточен» под выражение столь тонких чувств), она проявляет полное непонимание натуры своего «избранника»: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши», т. е. ходячая добродетель или исчадие ада, действующие всё в тех же романах. А Онегин – просто человек, со своими достоинствами и недостатками: «Но наш герой, кто б ни был он, Уж верно был не Грандисон». А его отповедь Татьяне? Да, конечно, он молодец: не воспользовался неопытностью юной провинциалки. Но как же он заносчиво-эгоистичен! В его пламенно-возмущенной речи самое частотное слово Я (и его производные)! «Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый (…) Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я». Она ему – о любви, он ей – о замужестве. На разных языках ведь говорят!
Но вернёмся к дорогой Пушкину героине. Она полюбит Онегина, но позже, в ту пору, когда он покинет тамошние места и отправится врачевать душу путешествием. В его деревенском доме Татьяна найдёт предметы его быта, а на полях книг обнаружит «Черты его карандаша. Везде Онегина душа Себя невольно выражает…». И ум девушки проснётся, и герой ее романа станет понятнее и ближе. И еще один момент. Не знаю, как вам, а нам в школе, помнится, объясняли, что Татьяна вышла замуж за старика-генерала. И где, скажите, это написано?! А если еще вспомнить, что действие происходит после войны 1812 года, то представляется совсем иная ситуация: генералами в ту пору становились совсем молодые люди. Это о них писала Цветаева: «О молодые генералы минувших лет». Так, А. А. Тучков 4-й к 30 годам уже стал генерал-майором.
Вот такие получились наблюдения над любимым текстом.
В клубе «Читаем классику вместе», моб «Летнее внеклассное чтение».
«Покорители вершин».
Комментарии
Конечно, не в любовницы)) Да и не предлагает как-то. А просто говорит в письме о "своей" любви, вычитанной из книг. А в них сентиментальные барышни (не прагматичные, но помышлявшие в глубине души, конечно, и о браке) в большей степени были увлечены поисками "души родной" и всякими "страстями". А то, что Татьяна в письме вверяет свою судьбу Онегину, - тоже клише из подобных книг, а не приглашение к браку.
Действительно великий роман.
Лика, а Вы только глазами читаете?
Иногда хорошая начитка тоже позволяет услышать что-то новое, пропущенное или непонятое.
ЕО хорошие актеры читали в разное время. Например, Юрский. Очень люблю его. Но самое гениальное (на мой скромный взгляд) прочтение у пушкиноведа В.Непомнящего. Там ещё после каждой главы интересные замечания и пояснения. Очень рекомендую.
Нет, не только глазами) Иногда и аудио слушаю, но очень отвлекаюсь и хуже запоминаю. Я скорее визуал. Поэтому классику, требующую внимания к словесной ткани, - да, глазами, а прочее могу и послушать.
Непомнящего читала. Из книг о "ЕО" еще очень люблю "Прочитаем Онегина вместе" Натальи Долининой, хотя это больше для школьников. Вообще ее книжки о классических произведениях способны "влюбить" в литературу.
Женя, спасибо за неизменно интересные комментарии))
Да, поэму в аудио - это извращение.
Причем ещё и времени не экономит (так как надо внимательно слушать). Но это как раз тот случай, когда я не для экономия или эффективного использования времени слушал, а как раз чтобы лучше услышать.
Про Наталью Долинину не слышал. Для школьников это не страшно. Я где-то там как раз.
Спасибо Вам за отзывы :)
Лика, здравствуйте!
Спасибо за рецензию!
Разрешите поспорить вот тут:
Да и о какой любви к Онегину может идти речь, если сказано, что «пришла пора – она влюбилась», «Душа ждала… кого-нибудь...
Выходит, будто первый встречный, подходящий под "наводку текста"?
А как же эти строки из того же письма:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Я к тому, чувство Татьяны не слепая страсть юного сердца)
Как считаете?
Выходит, будто первый встречный, подходящий под "наводку текста"?
Нет, думаю, не первый встречный, а кто-то чужой, привлекательный, интересный тем, что не похож на окружающих. Вот не Ленский же: с ним Татьяна знакома с детства, вместе играли отцовской медалью)) А вы полагаете, что ей в сновиденьях являлся прямо конкретно Онегин? По-моему, скорее некий туманный образ, который героиня романтизирует, домысливает в духе романов.
чувство Татьяны не слепая страсть юного сердца)
Да нет там еще никакой страсти)) Юное робкое, трепетное чувство. Пред-чувствие большой любви.
Спасибо за интересные комментарии)
А вы полагаете, что ей в сновиденьях являлся прямо конкретно Онегин?
Без конкретики, конечно, но настолько узнаваемо, что далее можно проследить по её письму:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Пушкин изображает Татьяну непохожей на остальных, в чём-то даже мистической (несвойственная детям замкнутость, сильная интуиция, её сон).
Поэтому смею предположить, что Татьяна могла только единственный раз в жизни написать такие строки (и это не девичьи трюки):
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
Знала она, кто в этом мире её половина, и я ей верю, ни капли не сомневаясь)
И ум девушки проснётся, и герой ее романа станет понятнее и ближе.
Хм.... ближе ли? А не разочарование ли ее постигло? Как-то я усмотрела намек на него:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
И, хотя остается она верна этой своей юношеской любви, но не из-за того ли, что идеал, достойный ее, так и не появился на ее небосклоне?
А не разочарование ли ее постигло?
Нет, совсем иное: Евгений становится Татьяне понятнее, а потому ближе, все предметы обстановки, книги - более привлекательными, ведь их касалась его рука, в них словно отражен он сам.
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит... <...>
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает...
Спасибо, что заглянули и за интересный комментарий!
Любопытная рецензия вышла)
Про упругость стиха, вы правы. Есть в онегинской строфе, грация лани.
Интересные замечания вы сделали. Забавно. Татьяна начинала в чувствах как Бовари.. плыла по чужим строчкам и смутным желаниям.
А закончилось всё... иначе.
И почему этот роман называется не Татьяна?)
Есть в нём какое то предвосхищение лермонтовского Демона.
Спасибо за рецензию и доброго утра, Лика)