Больше рецензий

9 сентября 2022 г. 18:44

192

3.5 - Ты умрешь там, за краем, - так проклял старик Кубу, и с тех пор все сторонились обреченного. "Там, за краем" значило: вне родины, вне сумрачного леса! "Там, за краем" значило: под страшным палящим солнцем, в пылающей гибельной пустоте.

Пятничная сказка притча.

С автором раньше не встречался на своем, пути. Лауреатом разных премий.

В оригинале, название звучит: Der Waldmensch, написан в 1914, опубликован в 1919 году.

Философская о поиске смысла жизни,  о добре и зле.

Мне не очень понравилось. Слишком банально.

Сюжет.

Племя людей живет в лесу и ни разу не выходили за его пределы. Племенем управлял старый слепой шаман, который все больше вводил новых жестких ритуалов, а молодежи это не нравилось. И однажды Кубу и его друзьями решаются свергнуть власть шамана.

Подробнее

В рассказе много чего намешано, такая сказочка с разными оттенками вкуса получилась.

Кто- то прочитает и подумает, да ведь тут же про поиск самого себя, или другой человек, скажет, ведь это про революцию, а третий скажет хорошая сказка, а еще люди скажут полная чушь.

И все будут правы.

Автор ездил в Индию и после этого родился подобный рассказ.

Чем-то это рассказ мне напомнил, " Данко" Максима Горького.  Там тоже люди загнанные в леса. И появился, человек, что решил вывести их к свету.

Тут же главный Герой, в начале с собой борется, и жертвовать он не стал ничем, скорее пал жертвой неудачной попыткой свержения Шамана.

История понял, в двух вариантах. Первое это личностный рост человека.

Вот живешь в тени, но потом начинаешь работать над собой, твой внутренний шаман сопротивляется. У тебя варианты остановиться и жить ,как жил или преодолеть все преграды и выйти за пределы леса к Солнцу.

Второе это развития общества.

Старики не пускают молодежь к власти, и в целом заставляют жить своими устоями. И вот они сопротивляются.

Общий посыл такой, сидеть глуши и темноте леса, может и хорошо и безопасно. Но может быть там за лесом есть другая жизнь.

Потом, еще конечно религиозная составляющая. Ведь Шаман и люди в лесу, они идолопоклонники и верят во множество богов,  а солнце из рассказа, это единый бог, который добрый и светлый. В отличии от лесных.

Вся ситуация в сказке, еще происходит из за того, что Шаман пережил не удачный опыт и решил, что все должны жить так как он сказал.

Цитата из рассказа + картинка
И был среди лесных людей старец, который когда-то, много десятков лет назад, спасаясь от хищных зверей, выбежал за крайний предел леса и в то же мгновенье ослеп. Ныне он был жрецом и святым, и звали его Мата Далам, что значит "видящий внутренним оком". Он сложил священную песнь леса, песнь эту пели, когда налетала большая гроза, и повиновались жрецу лесные люди. В том, что он воочию видел солнце, но не погиб, были слава и тайна жреца.

o-r.jpg

свернуть

Не повезло мужику, и озлобился на всех. Точнее, вначале он был тихий, песни пел и ему еду давали. А потом, чем старше становился, тем более властным и жестким становился.

Была у него и оппозиция, молодой парень Кубу, пользовался популярностью молодых.  Им не нравились порядки старого Шамана.

А тот придумал, разные новые бредовые ритуалы.

Цитата из рассказа
Последним из введенных слепцом обычаев был праздник новолуния, когда он восседал в середине круга людей и бил в барабан с натянутой бычьей шкурой. Все остальные должны были плясать в кругу, распевая песнь "Голо Эла", пока в смертельной усталости не падали на колени. И тогда каждый должен был острым шипом проколоть себе мочку левого уха, а юных девушек подводили к жрецу, и каждой он прокалывал мочку острым шипом.
свернуть

По сути у старого маразматика,  была только одна цель запугивать всех, и что бы дальше править этим племенем.

Кубу попробовал изменить эту ситуацию, но проиграл, и бы изгнан.

С учетом всяких революций, что витали в воздухе. Такой вот рассказ в духе "Че Гевара". В любое время и любой стране, можно эту сказку переложить под политический строй.

Всегда есть Старик Шаман и молодой Кубу.  Автор сказки, однозначно выбрал свою строну, для него Кубу и его идеи и стремление, единственный выход.

Финал очень мутный получился, вроде все понятно, а с другой слишком много патетики.

Можно говорить, человек выйди из своей зоны комфорта, и выйти в большой мир. Но большой мир, это не только прекрасное местно, но и очень опасное. И тот, кто выйдет получит удар под дых и пинок под зад от этой жизни.

Автор вот показал плохой шаман и хороший Кубу, а может там действительно солнце было губительное, выжигало все, не было и еды и воды. И он и правда с духами говорил, а все его ритуалы были не просто так.  А Дурачок Кубу пошёл на солнце и сгорел.

Такая себе сказочка. Слишком слабый императив.

Можно вот воспринимать, как говорят "Ученье – свет, а не ученье – это тьма". Вот тьма это Шаман, а Свет это Кубу.

Почитать и забыть.

Спасибо всем, кто прочитал.

Комментарии


Надеюсь, это негативное знакомство не оттолкнёт вас от дальнейшего чтения Гессе. Это прекрасный писатель.)

Спасибо. Не оттолкнёт. Это лишь одно произведение не большое. Надо 3-5, что бы понять точнее.