Больше рецензий

8 сентября 2022 г. 11:11

8K

4 Человек дождя в заколдованном круге симфонии комбини

«ИРАССЯИМАСЭ!»
Добро пожаловать в дождливый мир человека-комбини!

.

Повествование ведётся от имени работницы круглосуточного японского минимаркета (комбини) Кэйко Фурукуры, которая отождествляет себя с этим магазином, а своим Днём рождения считает первый рабочий день в нём. Фурукура отмечает, что её телу исполнилось 36 лет, но ей, как человеку-комбини, - 18. Многочисленные звуки, наполняющие торговое пространство, сливаются для героини в единую "cимфонию комбини", ласкающую барабанные перепонки и всегда звучащую в её внутреннем мире. И даже ночью магазин ей часто снится. А однажды Кэйко проснулась от собственного крика потенциальным покупателям: «Ирассяимасэ!» (Добро пожаловать!). Но когда в ушах вновь слышится привычная "симфония комбини", она успокаивается и засыпает.

На мой взгляд, героиня с детства страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Таких детей иногда называют детьми дождя (в противоположность солнечным детям с синдромом Дауна). Дети дождя, как и дети солнца, отличаются особым восприятием окружающего мира и требуют специального подхода к взаимодействию с ними.

У Кэйко заметны явные проблемы в эмоциональной сфере. У неё нет не только обычной эмпатии, но и отсутствуют способности к развитию хотя бы уж эмпатии когнитивной. Но, в отличие, например, от нарциссов (тоже лишённых эмоциональной эмпатии), героиня не способна испытывать гнев. Однако это совсем не мешает легко и спокойно приходить в её голову ужасным мыслям. Например, наблюдая за тем, как родная сестра укачивает своего плачущего малыша, Фурукура переводит взгляд на нож и думает о том, как просто можно заставить ребёнка замолчать, сводись задача лишь к этому. (При чтении данного эпизода мне даже сразу вспомнился рассказ Чехова «Спать хочется».) Из этой же серии и её радикальные методы решения поставленных задач в детстве: удары лопатой по головам дерущихся мальчиков, сдирание с бьющейся в истерике учительницы юбки вместе с трусиками. Кроме того, всех детей героиня сравнивает с бродячими кошками и называет животными из породы "младенец". В финале же она и себя назовёт животным по имени Человек-комбини, не способным предать свои животные инстинкты.

При расстройстве аутистического спектра имеют место симптомы, прослеживаемые у Кэйко: недостаток способности к общению, социальная тревожность, эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии, непонимание шуток и переносного смысла, буквальное восприятие слов, чрезмерная потребность в неизменности, ограниченность интересов, склонность к бесконечно повторяющимся действиям и ритуалам. Таким образом, у героини имеется целый букет устойчивых (наблюдавшихся с самого детства) и всеобъемлющих (охватывающих все сферы её жизни) диагностических критериев РАС. Хотя каждый из этих признаков в отдельности является лишь косвенным и ни о чём не говорит, но в комплексе они привлекают к себе особое внимание. Однако окружающие зачастую воспринимают проявления РАС как некие отличительные черты характера, а в случаях их умелой маскировки не замечают вообще. Сами же люди дождя очень страдают от своей инаковости и зачастую испытывают огромное облегчение, когда диагноз подтверждается психиатром. Ведь тогда они начинают понимать, что именно с ними происходит, и получают психологическую помощь для улучшения качества дальнейшей жизни. Но иногда человек боится правды о себе и не хочет идти к врачу. И похоже, что Кэйко тоже не лишена такого страха.

Как это ни странно, большинство людей, находящихся на аутистическом спектре, не знают об этом. Однако в случае героини-повествовательницы мне в какой-то момент показалось, что она всё же под давлением родственников наблюдалась у специалиста и в курсе о своём диагнозе, но предпочитает это скрывать не только от других, но и от себя. Ведь на обращённую к сестре просьбу вместо вранья о слабом здоровье придумать ей более убедительную отмазку та с удивлением отвечает: «Но ты ведь и правда проходишь реабилитацию, при чём же тут "отмазка" или "враньё"? Просто говори об этом уверенней, вот и всё».

Кэйко прекрасно понимает, что в магазине все сотрудники лишь изображают химеру "человек-комбини". И она вдруг признаётся себе, что в глубине души и сама хочет каких-нибудь перемен. Причём не очень даже важно, каких именно - к лучшему или к худшему. А почему бы, например, не научиться изображать химеру по имени "человек нормальный"? Сказано – сделано, но результат совсем не радует. И в финале всё возвращается на круги своя, так как героиня приходит к выводу: «Единственная маска, которую я могу носить, - это маска работника комбини». Ведь при длительном ношении удобная маска так плотно прирастает к лицу, что оторвать её уже не представляется возможным.

Всё в этом мире относительно и приблизительно. Фурукура же, по-моему, относится к той части людей с РАС, которых называют высокофункциональными (самостоятельные, образованные, социально-адаптированные). Эта женщина ни для кого не является обузой, живёт в отдельной квартире и обеспечивает себя сама. Поэтому в каком-то смысле её судьбу можно считать успешной (в контексте предполагаемого диагноза).

Книга эта, на мой взгляд, полезна, как минимум, тем, что помогает читателям узнать о существовании людей с определёнными особенностями, чтобы при возможной встрече в реальной жизни относиться к ним терпимее, бережнее и с пониманием. Впрочем, навязывать свои взгляды и давать непрошеные советы не стоит вообще никому. Но при этом нельзя забывать об осторожности и собственной безопасности. В частности, доверять такому человеку своего ребёнка даже на короткое время, наверное, не следует.

Безусловно, делать особенных людей изгоями, тыкать в них пальцами и заставлять быть, как все, недопустимо. Но напрочь отрицать наличие у них проблемы или же романтизировать их достаточно серьёзную особенность – это уже противоположная крайность, к которой, как мне кажется, тоже вряд ли уместно прибегать.

картинка Ludmila888

Благодарю Кристину Kristina_Kuk и Нику nika_8 за удачную наводку на книгу! )

Ветка комментариев


Людмила, какая же интересная рецензия! Дышащая в ритме пульса Кэйко сквозь ритм строчек... Очень тронула эта история. Но теперь становится заметным, что отличие наших японских героинь состоит во взгляде на мир: у Тавады он направлен наружу, у Мураты - скорее, внутрь.



Но когда в ушах вновь слышится привычная "симфония комбини", она успокаивается и засыпает.

Жуткая колыбельная. Подумалось, хорошо уже то (если так уместно выразиться), что героиня обрела себя хотя бы в такой относительно безопасной сфере профессиональной деятельности.



И она вдруг признаётся себе, что в глубине души и сама хочет каких-нибудь перемен. Причём не очень даже важно, каких именно - к лучшему или к худшему.

Ох, как жаль человека, которому уже не важна суть перемены. Это же какое отчаяние должно настигнуть душу! И потом констатация невозможности этой перемены... Грустно.



Поэтому в каком-то смысле её судьбу можно считать успешной (в контексте предполагаемого диагноза).

Да, всё познаётся в сравнении. И жизнь героини демонстрирует, наверное, один из лучших вариантов возможной судьбы человека, наполненного внутренним дождливом миром...

Спасибо Вам большое за чудесную рецензию, Людмила! Прочитала на одном дыхании... Очень зацепила меня история человека-комбини.


Спасибо большое, Анна, за добрые слова! )

Меня тоже зацепила история человека-комбини. В отзыве я сосредоточилась лишь на главной героине. Но в книге есть один бездельник-псевдофилософ, который любил растекаться мыслею по древу и умничать. Так вот он был занят поиском жертвы, на которой можно будет паразитировать. И героиня попалась на его крючок. Но, к счастью, ей удалось сбросить с себя этого паразита, из-за которого она даже душ не могла принять, так как он поселился у неё в ванной и вообще оттуда не выходил. )

Кстати, часть людей с расстройством аутистического спектра (это единицы, конечно) гениальны в какой-то сфере деятельности (синдром саванта), то есть недоразвитие в одной из областей психики сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Считается, что к РАС в той или иной степени имеют отношение такие известные личности: Альберт Эйнштейн, Моцарт, Микеланджело, Андерсен, Льюис Кэрролл, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Никола Тесла, Бобби Фишер, Билл Гейтс и другие.


Но, к счастью, ей удалось сбросить с себя этого паразита, из-за которого она даже душ не могла принять, так как он поселился у неё в ванной и вообще оттуда не выходил. )

Ужас. Какой сложный случай автор вывела на авансцену - хрупкое личное пространство такой особенной героини, опутанное липкой паутиной паразитирующего паука. Хорошо, что ей удалось избавиться от столь цепких лапок этого псевдофилософа.)

Ох, список, приведённый Вами, Людмила, внушительный. Поражает масштабом образов, возникающих перед внутренним взором... Видимо, не спроста бытует мнение, что природа разделяет семена гениальности поровну с печальной долей незавершённости, отведённой человеку щедрой (или скупой?) горстью судьбы...

Спасибо за интересный комментарий, Людмила!)
Доброго вечера Вам.)


Спасибо, Анна! Приятного вечера! )


"... Альберт Эйнштейн, Моцарт, Микеланджело, Андерсен, Льюис Кэрролл, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Никола Тесла, Бобби Фишер, Билл Гейтс и другие".

Этот список можно увеличить на несколько сотен имён, просто припоминая всем известных людей прошлого: покойники безответны, им можно приписывать всё, что угодно. И формула  "Расстройства аутистического спектра" чрезвычайно удобна:  не нозологический диагноз, а "диагностическая корзина" (то есть эдакая виртуальная мусорная корзина, куда можно складывать всё не очень понятное и сомнительное).


Спасибо, что поделились своим мнением, Андрей!

Границы нормы, безусловно, значительно шире границ патологии. И предположение о таком диагнозе, может, конечно, быть и ошибочным. Хотя мне почему-то кажется, что вряд ли можно приписать РАС абсолютно всем известным людям прошлого.


Можно, можно. Бумага всё терпит. Старая истина:)


Ну, Вам, как врачу, наверное, виднее. )