8 сентября 2022 г. 11:11

8K

4 Человек дождя в заколдованном круге симфонии комбини

«ИРАССЯИМАСЭ!»
Добро пожаловать в дождливый мир человека-комбини!

.

Повествование ведётся от имени работницы круглосуточного японского минимаркета (комбини) Кэйко Фурукуры, которая отождествляет себя с этим магазином, а своим Днём рождения считает первый рабочий день в нём. Фурукура отмечает, что её телу исполнилось 36 лет, но ей, как человеку-комбини, - 18. Многочисленные звуки, наполняющие торговое пространство, сливаются для героини в единую "cимфонию комбини", ласкающую барабанные перепонки и всегда звучащую в её внутреннем мире. И даже ночью магазин ей часто снится. А однажды Кэйко проснулась от собственного крика потенциальным покупателям: «Ирассяимасэ!» (Добро пожаловать!). Но когда в ушах вновь слышится привычная "симфония комбини", она успокаивается и засыпает.

На мой взгляд, героиня с детства страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Таких детей иногда называют детьми дождя (в противоположность солнечным детям с синдромом Дауна). Дети дождя, как и дети солнца, отличаются особым восприятием окружающего мира и требуют специального подхода к взаимодействию с ними.

У Кэйко заметны явные проблемы в эмоциональной сфере. У неё нет не только обычной эмпатии, но и отсутствуют способности к развитию хотя бы уж эмпатии когнитивной. Но, в отличие, например, от нарциссов (тоже лишённых эмоциональной эмпатии), героиня не способна испытывать гнев. Однако это совсем не мешает легко и спокойно приходить в её голову ужасным мыслям. Например, наблюдая за тем, как родная сестра укачивает своего плачущего малыша, Фурукура переводит взгляд на нож и думает о том, как просто можно заставить ребёнка замолчать, сводись задача лишь к этому. (При чтении данного эпизода мне даже сразу вспомнился рассказ Чехова «Спать хочется».) Из этой же серии и её радикальные методы решения поставленных задач в детстве: удары лопатой по головам дерущихся мальчиков, сдирание с бьющейся в истерике учительницы юбки вместе с трусиками. Кроме того, всех детей героиня сравнивает с бродячими кошками и называет животными из породы "младенец". В финале же она и себя назовёт животным по имени Человек-комбини, не способным предать свои животные инстинкты.

При расстройстве аутистического спектра имеют место симптомы, прослеживаемые у Кэйко: недостаток способности к общению, социальная тревожность, эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии, непонимание шуток и переносного смысла, буквальное восприятие слов, чрезмерная потребность в неизменности, ограниченность интересов, склонность к бесконечно повторяющимся действиям и ритуалам. Таким образом, у героини имеется целый букет устойчивых (наблюдавшихся с самого детства) и всеобъемлющих (охватывающих все сферы её жизни) диагностических критериев РАС. Хотя каждый из этих признаков в отдельности является лишь косвенным и ни о чём не говорит, но в комплексе они привлекают к себе особое внимание. Однако окружающие зачастую воспринимают проявления РАС как некие отличительные черты характера, а в случаях их умелой маскировки не замечают вообще. Сами же люди дождя очень страдают от своей инаковости и зачастую испытывают огромное облегчение, когда диагноз подтверждается психиатром. Ведь тогда они начинают понимать, что именно с ними происходит, и получают психологическую помощь для улучшения качества дальнейшей жизни. Но иногда человек боится правды о себе и не хочет идти к врачу. И похоже, что Кэйко тоже не лишена такого страха.

Как это ни странно, большинство людей, находящихся на аутистическом спектре, не знают об этом. Однако в случае героини-повествовательницы мне в какой-то момент показалось, что она всё же под давлением родственников наблюдалась у специалиста и в курсе о своём диагнозе, но предпочитает это скрывать не только от других, но и от себя. Ведь на обращённую к сестре просьбу вместо вранья о слабом здоровье придумать ей более убедительную отмазку та с удивлением отвечает: «Но ты ведь и правда проходишь реабилитацию, при чём же тут "отмазка" или "враньё"? Просто говори об этом уверенней, вот и всё».

Кэйко прекрасно понимает, что в магазине все сотрудники лишь изображают химеру "человек-комбини". И она вдруг признаётся себе, что в глубине души и сама хочет каких-нибудь перемен. Причём не очень даже важно, каких именно - к лучшему или к худшему. А почему бы, например, не научиться изображать химеру по имени "человек нормальный"? Сказано – сделано, но результат совсем не радует. И в финале всё возвращается на круги своя, так как героиня приходит к выводу: «Единственная маска, которую я могу носить, - это маска работника комбини». Ведь при длительном ношении удобная маска так плотно прирастает к лицу, что оторвать её уже не представляется возможным.

Всё в этом мире относительно и приблизительно. Фурукура же, по-моему, относится к той части людей с РАС, которых называют высокофункциональными (самостоятельные, образованные, социально-адаптированные). Эта женщина ни для кого не является обузой, живёт в отдельной квартире и обеспечивает себя сама. Поэтому в каком-то смысле её судьбу можно считать успешной (в контексте предполагаемого диагноза).

Книга эта, на мой взгляд, полезна, как минимум, тем, что помогает читателям узнать о существовании людей с определёнными особенностями, чтобы при возможной встрече в реальной жизни относиться к ним терпимее, бережнее и с пониманием. Впрочем, навязывать свои взгляды и давать непрошеные советы не стоит вообще никому. Но при этом нельзя забывать об осторожности и собственной безопасности. В частности, доверять такому человеку своего ребёнка даже на короткое время, наверное, не следует.

Безусловно, делать особенных людей изгоями, тыкать в них пальцами и заставлять быть, как все, недопустимо. Но напрочь отрицать наличие у них проблемы или же романтизировать их достаточно серьёзную особенность – это уже противоположная крайность, к которой, как мне кажется, тоже вряд ли уместно прибегать.

картинка Ludmila888

Благодарю Кристину Kristina_Kuk и Нику nika_8 за удачную наводку на книгу! )

Ветка комментариев

Все комментарии

Согласна, что книга сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. И вполне возможно, что припрятаны там хитрости и ловушки. В отзыве я сконцентрировалась лишь на внутреннем мире героини и её особенностях. Но это как раз то, что лежит на поверхности. А если покопать поглубже, то можно, пожалуй, много интересного и неожиданного найти.



создала достаточно гротескный, я бы сказала даже нарочито гротескный портрет человека-комбини

Кстати, по аналогии с цитатой из «1984» Оруэлла («Мы выдавим из вас всё до капли – а потом заполним собой»), можно, наверное, сказать, что комбини выдавил из женщины дождя всё до капли – и заполнил её собой. Причём так качественно заполнил, что хочется даже перефразировать известные слова: можно вытащить девушку из деревни комбини, но нельзя вытащить деревню комбини из девушки. Это я так шучу, конечно.)



Кто-то притворяется, что ему или ей нравится работа, только чтобы не разочаровать близких или просто из самообмана. Кто-то носит маску "я в счастливых отношениях"... а у Кэйко своя маска.

Да, маски есть у всех. А постепенное сбрасывание масок и поиск себя настоящего – это, наверное, и есть развитие личности, освобождение. Но героиня же попыталась не открыть своё истинное лицо, а лишь заменить одну маску на другую. То есть речи о том, чтобы быть собой, нет совсем. Ведь вместо настоящего лица у неё инаковость? Ой, что-то я слегка запуталась… )

Спасибо за отклик и интересные мысли, Ника! После твоего комментария книга мне ещё больше нравится. )))

+5 08.09.22
можно вытащить девушку из деревни комбини, но нельзя вытащить деревню комбини из девушки.

Такая шутка может прийти в голову :)



Но героиня же попыталась не открыть своё истинное лицо, а лишь заменить одну маску на другую.

Здесь, как мне кажется, часть проблемы в том, что личность Кэйко, то, какая она есть, никого из окружающих не интересует. Даже если они, предположим, искренне желают ей добра. И это можно понять. У всех свои заботы и интересы. Фурукура не скрывает своего безразличия к другим, у неё, как мы знаем, оно доведено до крайности. Оно может шокировать.
Но и окружающие равнодушны к ней, временами прикрывая это маской лицемерия... Быть может, писательница ещё хотела предложить нам комментарий на тему разобщённости общества.

+4 10.09.22

Возможно, здесь как раз и замыкается тот самый заколдованный круг, из которого сложно найти выход. Ведь здоровое общение – это всё-таки двухстороннее движение, основанное на взаимности. А игра в одни ворота мало кому интересна. И крест такой бесперспективной игры могут взвалить на себя, наверное, только ближайшие кровные родственники или, например, крайне созависимые люди. (Хотя человек с РАС, в отличие от холодного нарцисса-манипулятора, вряд ли способен сформировать у партнёра эмоциональную зависимость и привязать его к себе.) Причём если с сестрой героиня хотя бы изредка общается, то любящих её родителей она совсем не балует визитами. Попытки же других людей построить глубокие, доверительные и близкие отношения с человеком, лишённым эмпатии, заранее будут, конечно, обречены на провал, так как это практически невозможно. Но уважительное и доброжелательное общение (без сближения) вполне имеет место быть.

+2 11.09.22
всё-таки двухстороннее движение, основанное на взаимности.

Да, но я немного не об этом. Конечно, общение - дорога с двусторонним движением. Более того, я думаю, что искренний интерес к другому человеку - вещь достаточно редкая и ценная. Однако если нас не интересует другой человек, то вряд ли мы позволим себе лезть в его или её жизнь со своим мнением. В этом случае мы не будем думать, что мы знаем, что этому другому человеку надо. Вот об этом я говорила. Непрошеные советчики, которые думают, что понимают, что нужно Кэйко, и которым нет никакого дела до её чувств, не вызывают лично у меня никакого доверия) И совершенно не похоже, чтобы их отличала высокая эмпатия.
Мне кажется, мы всё же восприняли эту историю по-разному) Я вот как-то не увидела, что родители героини любящие. Мне скорее кажется, что они не пытались по-настоящему понять девочку в детстве, разобраться в её особенностях, а действовали под влиянием определённых стереотипов... Это сказалось негативно, главным образом в том смысле, что Кэйко не уверена в себе.
И я не убеждена, что у Кэйко расстройство аутистического спектра, хотя вроде похоже на то. Мне кажется, свидетельства противоречивы. К примеру, Кэйко не смущает та самая "симфония комбини" - шумы и постоянная смена покупателей в магазине. Наоборот, ей это нравится. Она много часов находится на людях, и опять же чувствует себя совершенно нормально. Не знаю, насколько это соотносится с возможным РАС.

Спасибо за обсуждение, Людмила :)

+3 14.09.22

И тебе, Ника, огромное спасибо за интересное обсуждение! )



Я вот как-то не увидела, что родители героини любящие.

Я просто поверила самой героине-повествовательнице и сделала такой вывод из её же слов. Например, когда после ужасного случая с учительницей Кэйко с мамой возвращались с педсовета домой, то мама не ругала дочку за плохой поступок, а обнимала и жалела её. А вот и конкретные цитаты с мыслями героини:

«Родители хватались за голову, не зная, что со мной делать, но продолжали меня любить».
«Родители меня любили, берегли – и потому переживали за мою психику с утра до вечера».
«Доктор сперва заподозрил семейный разлад, но при виде спокойного, солидного папы – служителя банка и робкой, но ласковой мамы, а также любящей младшей сестры проникся ко всем нам симпатией».
«… заботы и ласки дома мне и без его советов хватало».
«… родители всё равно волновались, смогу ли я такая выжить в обществе самостоятельно».
«Продолжая любить меня, родители очень стараются смотреть на мою "вечную подработку" сквозь пальцы».



я не убеждена, что у Кэйко расстройство аутистического спектра

Я, конечно, могу ошибаться. Такой диагноз может поставить только врач-психиатр, а мы здесь лишь делимся своими впечатлениями и догадками. Но, кстати, для подтверждения диагноза совсем не обязательно наличие абсолютно всех признаков расстройства, вполне достаточно большинства из них, если они являются постоянными и всеобъемлющими. Но если, например, предположить, что у героини нет этого неизлечимого диагноза (РАС), то тогда спрос с неё и её ответственность за себя и свою жизнь возрастают многократно. И ещё мне кажется, что сваливать вину на не совсем идеальных родителей можно до достижения ребёнком совершеннолетия, но после этого все мы, став взрослыми, уже сами становится полноценными соавторами своей судьбы. И если окружающих с их навязываемыми советами мы изменить не можем, то зато мы можем пытаться изменить себя и своё отношение к ним и их мнениям. Ведь проблема не только в самом окружении и советах, а и в реакции на это всё Кэйко. И реакция эта в немалой степени зависит непосредственно от героини. Человек же не может нравиться всем. И всегда найдутся люди, бросающие камень в его огород. Возможно, ошибка Кэйко в том, что она смотрит и реагирует на камень (принимая его близко к сердцу), а не на того, кто его бросил. Но это лишь моё предположение, конечно.

Всегда рада твоим комментариям, Ника! )

+3 14.09.22

Конечно, мы здесь лишь обмениваемся мнениями и делимся своими впечатлениями))


Ведь проблема не только в самом окружении и советах, а и в реакции на это всё Кэйко.

Да... Возможно, причина того, что Кэйко так реагирует на внешние раздражители в том, что она не освоила какие-то важные социальные навыки. И это может доставлять ей дискомфорт.
Всё это, разумеется, только мои предположения... Но так или иначе, мне кажется, история эта привлекает внимание в том числе и к проблемам коммуникации, к тому, что не так просто бывает в них разобраться, а тем более подобрать ключик, который их подкорректирует... При этом ничего страшного в этом нет.


Всегда рада твоим комментариям, Ника! )

Взаимно, Людмила!)

+2 16.09.22
история эта привлекает внимание в том числе и к проблемам коммуникации

Да, я согласна, конечно. Тема сложностей коммуникации вообще занимает особое место в художественной литературе, отражая эту вечную проблему общества. Ведь хорошие человеческие взаимоотношения – одна из самых важных ценностей в жизни. Поэтому способность к их построению можно, наверное, считать существенной частью процесса самореализации. И начинать, как мне кажется, всегда надо с себя, так как отношения человека с самим собой являются фундаментом, на котором строятся его отношения с другими.

+2 17.09.22