Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 августа 2022 г. 09:51

620

4.5 Почему атеисты не видят Бога.

Иван Александрович ИЛЬИН – «Кризис безбожия» (речь, 1935 г.)
(Собрание сочинений в 10-и томах. Т1, стр. 333 – 358.
Москва 1996 г. «Русская книга»)

«Кризис безбожия» - публичная лекция, прочитанная философом Ильиным 11 октября 1935 года в Риге.
Да, в современной фашистской Риге трудно представить себе выступление великого русского православного мыслителя! Как же изменилась с тех пор Латвия!
В напечатанном виде речь эта занимает 27 страниц.
Вот как объясняет автор термин «кризис».
«Слово КРИЗИС есть первоначально слово греческое. Оно происходит от «крино», что значит «сужу». Кризис обозначает такое состояние человека, его души или тела, или дел и событий, в котором ВЫСТУПАЮТ скрытые силы и склонности; они развиваются, развёртываются, осуществляют себя, достигают своего максимального напряжения и проявления, своей высоты и полноты и тем самым обнаруживают свою настоящую природу: они как бы произносят сами над собою суд и переживают поворотный пункт; это их перелом, перевал; час, в который решается их жизненная судьба; это время их буйного расцвета, за которым начнётся – или их преодоление и крушение, или же умирание того человека или того человеческого дела, которое было настигнуто кризисом». (стр. 333 – 334).
Работа была написана в то время, когда философа волновало, что его любимая Россия, превращённая в СССР, отлучается её руководителями от Бога. Безбожие в стране получило максимальное развитие, и теперь страна должна либо погибнуть, либо воскреснуть к духовному обновлению.
Нам с вами повезло стать свидетелями духовного ОБНОВЛЕНИЯ нашей Родины.
Ильин рассматривает здесь те тезисы атеистов, которые они выдвигают не столько против Бога, сколько против верующих в него. Тезисы эти сводятся к двум пунктам: 1) Нет никакого основания признавать бытие Бога; 2) вера в Бога не только неосновательна и не нужна, но ещё и жизненно вредна.
Философ подвергает критике эти утверждения, доказывая, что 1) верить в Бога – мудро и спасительно; 2) отвергать Бога – неумно и погибельно.
Ильин объясняет, что атеисты пытаются увидеть Бога вовне, как видят диск Солнца, но Бог познаётся ВНУТРЕННИМ опытом.
В течение последних столетий, когда естествознание начало развиваться всё быстрее, люди обратились от внутреннего опыта к опыту внешнему, более того, стали полагать суть жизни во внешних объектах. Словом, они сделали всё, чтобы перестать видеть Бога. Ведь ещё Спаситель сказал, что царство Божие не где-то там – оно находится в сердцах верующих. И ещё Христос сказал, что «там, где будет находиться ваше сокровище, там будет и ваше сердце». Так как же можно искать Бога, Христа СНАРУЖИ, если он ВНУТРИ вас самих? Так как же можно ощутить Христа в СЕРДЦЕ, если ваше сердце принадлежит новому автомобилю, красивому платью, драгоценной броши?
Безбожник не видит Бога именно потому, что он сам ставит себя в такие условия, при которых увидеть Его невозможно.
Ведь если мы хотим увидеть как можно большую часть города, то нам следует посмотреть на город «с высоты птичьего полёта», а не из ближайшего канализационного люка. И если человек, сидящий на скамейке в купчинском дворе, станет доказывать нам, что Исаакиевский собор не существует, на том основании, что лично он отсюда его не видит, мы сочтём такого «философа» обычным дурачком.
Но чем же отличаются от него те, кто говорит о несуществовании Бога, основываясь на своём неумении увидеть Его? Что доказывает такое утверждение, кроме глупости того, кто его высказывает?
Видеть, познавать Бога не только возможно, но и очень важно для человека, - утверждает Иван Александрович. И теперь, когда безбожники вполне проявили свою сущность, пришло время нам, верующим, показать людям Божий путь.