Больше рецензий
21 августа 2022 г. 19:51
244
5 Первый учебник моего сына по арифметике, по которому я учил его сам.
РецензияУчебник арифметики для 1 класса, 1955 года издания.
В нынешнее богатое на идеи время наш сын получает семейное образование, и учу его я сам.
Опорой мне служат учебники сталинской школы, которые в наше время переиздаются группой энтузиастов и успешно расходятся по стране.
Здесь я хочу рассказать о том, чем мне нравится «сталинский» учебник арифметики, и как мы с сыном его осваивали.
В наши дни переиздано 2 «сталинских» учебника арифметики.
Во-первых, это учебник Натальи Сергеевны Поповой, увидевший свет в 1936 году. О нём поговорим особо.
Во-вторых, это учебник Александра Спиридоновича Пчёлко и Григория Борисовича Поляка.
По нему-то мы с сыном и занимались.
Эта книга увидела свет в 1955 году и долгое время была на вооружении наших школ.
Когда в нашей семье встал вопрос о том, по каким учебникам учить сына, мы нашли на просторах Интернета огромное количество старых и современных пособий и с пристрастием рассмотрели их.
Всерьёз нас заинтересовал именно учебник Поляка и Пчёлко.
Я скачал из Интернета одно из его изданий, распечатал его на принтере, склеил и начал заниматься с сыном. (Чем хорошо нынешнее время, так это тем, что практически любые учебные пособия можно достать в электронном виде бесплатно).
И лишь спустя некоторое время я узнал, что существует, оказывается, вновь переизданный вариант этой книги.
Я тут же его заказал. Перепечатка перепечаткой, но заниматься по настоящему учебнику гораздо приятнее. Тем более, ребёнку.
Хочется отметить высокое качество переиздаваемых в наши дни советских учебников. Объективно высокое качество. А цена их гораздо ниже, чем цена современных учебников, чьё не только качество, но и содержание кажется нам сомнительным.
Учебник имеет замечательную твёрдую обложку.
Сам я учился в 1980-х годах, и уже тогда обложки многих учебников делались не очень хорошо, были слишком мягкими, ломкими и быстро приходили в негодность. Качество же обложки учебника Пчёлко и Поляка (повторюсь) просто замечательное.
Учебник этот достаточно тонкий и лёгкий, что выгодно отличает его от учебников современных. Каждый, кто видел нынешние учебники математики, конечно, помнит, что в них оооочень много материалов, без которых вполне можно было бы обойтись.
Зачем тратить бумагу, губить лес безо всякой пользы? В сталинском учебнике нет ничего лишнего, - отсюда и его небольшой объём.
Оформление учебника Пчёлко и Поляка сразу настраивает на деловой лад. Ребёнок ведь приходит в школу работать, изучать основы наук, получать БАЗОВОЕ НАУЧНОЕ мировоззрение. Обложка и форзац сталинского учебника оформлены так, что мы видим – перед нами ДЕТСКОЕ пособие. Но, в то же время, мы понимаем, что пособие это ДЕЛОВОЕ, а не развлекательное. Перед нами не конфетный фантик и не обложка манги, на которую похожи многие современные учебные пособия.
Учебник должен походить именно на учебник. Это ОЧЕНЬ важно!
На первых страницах сталинской арифметики мы видим крупные цветные иллюстрации, крупные чёткие прописи, текст, набранный крупным шрифтом. Это позволяет бывшим дошколятам постепенно, не резко погружаться в школьную рабочую атмосферу.
Иллюстрации книги РЕАЛИСТИЧНЫ, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важно! Ведь мы не валяем дурака – мы показываем ребёнку мир, каков он есть на самом деле.
На этих страницах нет зайчиков, сидящих за партой и баранчиков, разговаривающих с лошадками.
Мы видим людей и животных, изображённых такими, какие они есть, - пропорциональными и анатомически верными.
Мы наблюдаем действительные картины жизни.
Дети идут в школу. Ребята плавают, пускают кораблики и срывают цветы кувшинки. Колхозники убирают урожай. Школьники делают скамейку и окапывают яблони. Мальчик собирает грибы. Пионеры играют в шахматы. Дети удят рыбу.
Синицы в этом учебнике похожи на синиц, козочка – на козочку, сливы – на сливы, морковь – на морковь.
В современных мультфильмах и, увы, в современных учебниках мы видим сплошной сюрреализм и постмодернизм. Удивительно ли, что дети, выросшие на подобных явлениях культуры, имеют весьма специфические понятие о красоте и уродстве?
Но важна не одна лишь эстетика иллюстраций – очень важны изображаемые на иллюстрациях события.
Девочка кормит кур. Мальчик выпускает рыбку в аквариум. Школьница ухаживает за цветами. Школьник делится с товарищем ручкой. Дети сажают деревца в школьном саду. Пионер собирает груши. Школьница читает книгу.
Видите? Дети ТРУДЯТСЯ. Трудятся не для оценки или похвалы. Не зайчиков из шишек делают, чтобы получить первый приз на выставке и выкинуть это «произведение искусства» на помойку. Трудятся НА САМОМ ДЕЛЕ. То есть, они ПРЕОБРАЗУЮТ К ЛУЧШЕМУ ОКРУЖАЮЩУЮ ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
А ещё - они дружат. То есть, не вместе смотрят глупые видеоролики, а ПОМОГАЮТ друг другу, СОТРУДНИЧАЮТ друг с другом.
Они друг для друга ТОВАРИЩИ. Они уже понимают, что друзей у человека много не бывает, но ТОВАРИЩАМИ должны быть ВСЕ. А как же иначе?
Таким образом, в процессе изучения арифметики школьники учатся быть ЛЮДЬМИ, получают ВОСПИТАНИЕ. А ведь это ещё важнее образования, верно?
Постепенно иллюстрации учебника становятся чёрно-белыми и занимают всё меньше и меньше места. Буквы тоже делаются мельче.
Ребёнок уже вошёл в школьный ритм, в школьный быт. Стал октябрёнком. Он уже понял, что пришёл в школу УЧИТЬСЯ, а не играть. Поэтому иллюстрации-игрушки ему уже не нужны. Иллюстрации ему нужны теперь только как учебное пособие.
Сравните этот подход с подходом современных учебников и учебных тетрадей для первого класса, которые буквально напичканы ненужными, а часто и нелепыми иллюстрациями. Ребёнку будто твердят: «Играй, играй, играй! Успеешь ещё выучиться! А пока – играй!» При таком подходе даже трудолюбивые и любознательные дети вскоре обленятся и перестанут работать.
В учебнике Пчёлко и Поляка 142 страницы, которые содержат 892 упражнения. Это ОЧЕНЬ много! Ваш ребёнок сможет хорошо закрепить усвоенный материал. Ведь, кроме учебника, есть ещё и задачники. Насыщенный задачами и примерами учебник, да вдобавок ещё задачник – это просто отлично.
Однако чему учит нас «сталинская» арифметика именно как арифметика?
Мы вправе предположить, что в то время, когда верного друга-Интернета ещё не было и люди ещё не так давно покончили с неграмотностью, материал учебников был куда более слабым, чем теперь. Оказывается, нет!
Как ни странно это выглядит, но НЫНЕШНИЙ учебник для 1 класса, являясь гораздо более «толстым», напечатанный в обществе, где велико количество людей с высшим образованием, в обществе, где Интернет несёт людям действительно огромное количество информации (несравнимое, конечно, со сталинскими временами), - так вот, современный учебник учит всё же гораздо МЕНЬШЕМУ, чем учебник, изданный 67 лет назад!
Современный первоклассник осваивает лишь два действия арифметики (сложение и вычитание) и оперирует ими в пределах первых двух десятков. Первоклассник сталинской школы осваивает ЧЕТЫРЕ действия арифметики (сложение, вычитание, умножение и деление) и работает с ними в пределах первой СОТНИ.
То есть, этот человек уже ХОРОШО ЗНАЕТ таблицу умножения и умеет её использовать при делении, в то время, как современный первоклассник даже поверхностно не знаком с ней.
С другой стороны, современный первоклассник получает некоторые знания из геометрии. Знает, что такое прямая линия, луч, отрезок, ломаная линия и прочее. Что ж, это, безусловно, плюс. Но мы способны дать этот плюс нашим детям всего за 1-2 учебных часа, воспользовавшись услугами того же современного учебника.
Зато СТАЛИНСКИЙ учебник для 1 класса учит наших ребят решать примеры и задачи в 4 действия. Вот так!
Мы с сыном занимались по этому учебнику довольно долго – больше года.
Я начал учить Стёпу арифметике, когда ему не было ещё шести лет. Многое ему не давалось. С решением задач были большие трудности. Скорей, даже не арифметические. Малыш просто не был ещё готов понять жизненную ситуацию, в которую вводила его задача.
Мы не спешили. Многие задания выполняли по два раза. Много десятков заданий сын сделал письменно.
Первые Стёпины тетради были ещё совсем детскими, вёл он их неумело, часто в тетрадях писал я. Но теперь сын научился не только считать, но и записывать свои вычисления в тетради.
Недавно мы завершили работу над учебником Пчёлко. Стёпа очень боялся последней задачи (№892), которая решалась в пять действий, но справился он с ней быстро и без особых проблем.
Теперь Стёпа уже выдержал экзамен по материалам этой книги.
Учебник Поляка и Пчёлко стал для моего ребёнка БАЗОВЫМ.
И за это мы благодарны как авторам учебника, так и тем, кто восстановил и переиздал его в наши дни.
Комментарии
Как вовремя Вы написали рецензию. Внук идет в первый класс. Поищу эту книгу, чтобы можно было заниматься дополнительно
Купить в Интернете её несложно. Попробуйте.
Можете даже сначала электронную версию бесплатно скачать - ознакомиться, нужно ли Вам это.
Я выложу ещё рецензию об учебнике Поповой - он тоже очень хорош.
Мы с сыном сначала учились по Пчёлко, потом пролистали современный учебник (не к ночи будь помянут), а затем работали сначала по учебнику Поповой, а потом по задачнику Поповой. Результат есть:)
Спасибо
И Вам!