Больше рецензий

katrinka_we

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 августа 2022 г. 03:33

302

Вот бы мне это эссе на первом курсе университета прочитать. Я тогда, юная, наивная и неопытная, впервые взялась писать исследовательскую работу, и выбор мой пал на творчество Елены Ган. Точнее я хотела писать о женском творчестве в XIX веке, а преподаватель мне посоветовала автора журнала «Библиотека для чтения». В моей работе очень кстати были бы мысли Вирджинии Вулф из этого эссе. Потому что здесь очень много о том, как писали женщины, что им приходилось преодолевать и что же у них было на душе (предположения).

Да что говорить, вот бы мне эту книгу тогда, когда я писала работу по творчеству самой Вирджинии Вулф. Помню, я читала тогда лишь часть этого эссе, переводила какие-то отрывки, а вот так чтобы прям книга, чтобы красивое издание...
Мне пригодилась бы эта работа, чтобы показать, что даже в таком формате писательница чутко относится к деталям и очень эмоциональна.

Вот бы всем борцам за свободу слова, за женские права прочитать эту книгу. Потому что здесь правда о главном и важном, без шелухи и лишних громких слов. Здесь о мужском и женском в каждом человеке:



Только при полном слиянии мужской и женской половин сознание зацветает и раскрывается во всех своих способностях. Видимо, чисто мужское сознание не способно к творческой деятельности, как, впрочем, и чисто женское, подумала я.

Мне понравились мысли Вирджинии Вулф о мужском и женском. Вообще о пишущих людях, о творчестве:



... губительно человеку пишущему думать односторонне. Нельзя быть просто женщиной или просто мужчиной по складу мысли: нужно быть женственно-мужественным или же мужественно-женственным. Губительно женщине писать с обидой, затевать любую, даже справедливую, защиту, о чем бы то ни было говорить, сознавая свою принадлежность к женскому полу. И это не пустые слова. Все, написанное с внутренней несвободой, обречено на смерть. Оно бесплодно. Блестящее и действенное, мощное и совершенное, как может казаться день или два, оно завянет — придет ночь, не прорастая в людских умах. Какой-то союз мужчины и женщины должен сложиться в сознании, прежде чем произведение будет закончено. Противоположностям нужно пожениться. Сознание должно быть ненарушае-мой гладью, чтобы чувствовалось: художник сообщает целиком свой опыт. Здесь должны быть свобода и мир.

Писательница цитирует злобные высказывания о женщинах, осуждая и тоже злясь, но это лишь в нескольких моментах. В основном в этом эссе достойный ответ всем, кто считает, что место женщины на кухне, что женщина не может творить. Ну здесь и о своей комнате, конечно. О месте для творчества, о поддержке и финансах. Во многом этот монолог актуален и в наши дни.