Больше рецензий

4 сентября 2013 г. 17:35

589

5

Вероятно, я не отношусь к "целевой аудитории" данной книги – несмотря на высшее гуманитарное образование, в школе я училась в специализированном математическом классе, поэтому вопрос "о пересечении параллельных прямых" (точнее, ответы прохожих) вызвали только удивление, теория множеств ещё не забыта, а ряд приведённых задач кажутся очевидными. В целом, могу сказать, что не узнала ничего нового из математики, но книга невероятно понравилась.

Ведь гораздо больше всё изложенное очевидно доктору физико-математических наук, профессору Владимиру Андреевичу Успенскому. Тот факт, что действующие учёные находят время и силы на популяризацию науки, изобретают способы доступного и интересного изложения научных теорий, понятий и гипотез, вызывает огромное уважение. Невозможно не согласиться с идеей Успенского о том, что математика – часть духовной культуры, и существует определённый объём непрактических знаний, куда входят и некоторые математические представления, обязательный для всякого культурного (или считающего себя образованным) человека. Как говорил Олдос Хаксли, недопустимо считать образованным человеком того, кто читал Шекспира, но не знает второго закона термодинамики (или аксиомы о параллельных прямых!).

Комментарии


Зачем культурному человеку знать 2 закон термодинамики? Его то в полной мере большая часть тех же инженеров-химиков не знает. Чтобы его понять, нужно знать весь фундамент науки термодинамики и часть общей истории физики.
Мне кажется нужно постепенно отходить от популярных трудов, и пытаться понять систему знаний. Которая собственно начинается с математики.
Да, я кстати думаю, что целевая аудитория книги - как раз люди с гуманитарным образованием.


Вероятно, не нужно его "понимать" досконально, достаточно знания того, что называют его "физическим смыслом".
А что есть "система знаний"? Ведь наука - далеко не единственная форма познания.
А здесь задача рассказать именно об отдельных проблемах и идеях, современных научных достижениях широкому кругу читателей...


Среди некоторых научных работников химиков распространена идея, что знания должны иметь систему. Это очень помогает организовывать собственную работу и знания. Память работает куда лучше, когда выстроена строгая упорядоченная система знаний, и это применимо для любого раздела химии или физики. Система эта вроде дерева с основным стволом и множеством ветвей, распространяющихся вроде фрактального дерева.
Например для понимания процессов переработки полимеров необходимо понимать основные положения той же коллоидной химии, понимать термодинамику смешения, знать теории прочности (которые применимы вполне для тех же металлов, только в несколько ином виде), отчасти кристаллографию, органическую химию, аналитическую химию и т.д. В общем любая область химии/физики стоит на множестве столпов разных областей наук, которые идут от общей физики и химии. И чтобы можно было овладеть следующей ступенью, необходимо понять какую-то предыдущую. После овладевания предыдущей узнается новая область, при этом закрепляется предыдущая. И чем больше связей смысла между областями, тем лучше запоминается, тем глубже и проще смысл, тем более развита система знаний, когда анализировать одно явление можешь уже с совершенно разных сторон.
Физический смысл понятие своеобразное. У Ричарда Фейнмана есть знаменитая фраза:"Я думаю, что смело могу утверждать: квантовую механику не понимает никто". Так вот, физический смысл зависит иногда от знаний и ума человека, его воспринимающего. Можно понять смысл квантовой механики как ребенок из детского сада, а можно как Лев Ландау. Не стоит ограничивать себя в понимании.


Очень познавательно, спасибо! Внимательно прочитала и задумалась ))


У меня за этим стоит опыт борьбы с самим собой. Люблю читать всё подряд, что хочется в данный момент. В итоге по прочтении нескольких тысяч книг моя память начала отрубаться, крайне избирательно фильтруя информацию для запоминания.
В итоге я спросил у одного своего профессора, спеца по математическому моделированию, что делать, чтобы память работала лучше. Он посоветовал:
1) Больше читать.
2)Читать так, чтобы образовывалась система знаний, вытекающих друг из друга.
3)Складывать, умножать, делить, брать корень и логарифм из чисел в уме.
4)Учить стихи, которые нравятся.
5)Учить иностранные языки.
С тех пор следую этим правилам отчасти.
Кстати, рекомендую в связи с этим книгу про Ландау, там описаны некоторые из привычек очень умного человека.


Спасибо!