Больше рецензий

9 августа 2022 г. 18:04

2K

4.5 С чего начинается родина

Я родилась и большую часть жизни прожила в Смоленске и вот, теперь живя в другом городе, периодически ощущаю тоску по малой родине. Поэтому я решила познакомиться с произведениями русских писателей, действия которых происходят в Смоленске и Смоленской области. "Бабье лето" - это сборник рассказов Евгения Максимова, но название соответствует ему не совсем точно: в сборнике действительно есть одноимённый рассказ "Бабье лето", но в целом события происходят в разное время года. Хотя объяснений выбору такого названия может быть несколько.
Писателю и правда потрясающе удаются описания природы и оттенков времён года. Но мне показалось, что бабье лето и близкие к нему временные промежутки (позднее лето и ранняя осень) - это любимое время года Максимова. Их он описывает с особой любовью и прелестью, а бабьему лету даже посвящает одноимённый рассказ.
Центральное место в рассказах сборника занимает фигура женщины. Женщина изображена в различных жизненных обстоятельствах, но это неизменно положительный, стойкий персонаж с несгибаемой волей, ассоциирующийся примерно с такой женщиной, как "Родина-мать зовёт". В рассказе "Тихая пристань" автор постоянно обращается к описанию портрета главной героини, на котором она изображена в образе труженицы-сеятельницы, сильная и мощная. Примерно такими предстают у Максимова все женские персонажи. И, судя по пейзажам бабьего лета, именно эту спокойную пору автор ассоциирует с женской взвешенностью, мудростью и незамысловатой красотой.
Бабье лето, как пора увядания природы, но в то же время её последний всполох, преподносится как время подведения итогов: и в обычной повседневной жизни (в сельском хозяйстве, например), так и в зрелом размышлении. Одновременное увядание и мимолётная красота окружающего пейзажа неизбежно наводит на размышления о прекрасной, но скоротечной жизни. Пожалуй, я согласна с той точкой зрения, согласно которой характерные черты философствования и мифологизации во многом формируются под влиянием природной среды, в которой находится мыслитель. И никаких не философов, а вполне обычных людей, из года в год выполняющих свой привычный круговорот дел, природа и погодные условия вокруг заставляют задуматься о смысле жизни. Во многих своих рассказах Максимов проводит эту параллель, сближая человека и природу, помещая их в единый жизненный цикл. Таким образом, бабье лето для автора - это не только самая поэтичная, но и самая философская пора.
По тематике рассказы в сборнике делятся на две группы. В первую можно отнести те из них, которые так или иначе связаны с сельским хозяйством, они, можно сказать, "производственные", но объединяет их не это, а скорее ностальгичность и тема преемственности. В таких рассказах поднимается проблема "отцов и детей": почему молодое поколение покидает деревню и не хочет продолжать дело своих предков? В этих рассказах главным героем зачастую выступает родитель, переживающий личную трагедию: на глазах у него умирает дело всей его жизни, а дети разъехались и не горят желанием возвращаться и продолжать сельскохозяйственные работы. Здесь также встречаются диалоги, поднимающие проблему долга и личного выбора. На мой взгляд, позиция автора очевидна, он явно тяготеет к тому, чтобы молодые люди исполняли свой долг по отношению к малой родине.
Вторая группа рассказов - это тяжёлые и мучительные рассказы о войне, оккупации деревень и голоде. Они очень откровенные и жёсткие, по большей части в них рассказывается о различных зверствах в отношении жителей сёл и об их стойкости, благородстве, иногда подлости в отношении товарищей по несчастью.
Не ожидала, что мне так понравится советский сборник рассказов, но автор приятно удивил. Правда, я ожидала больше почитать о Смоленске, а в сборнике в основном представлены деревни Смоленской области, которые я совершенно не знаю. Всё же я часто бывала в области, поэтому природа этого региона мне знакома, а автор очень точно и живописно её передал. О самом Смоленске Максимов пишет крайне редко, в основном упоминает его как "город на холмах с лязгающими повсюду трамваями", а также противопоставляет его деревне как антагониста: молодёжь оставляет свои сёла и навсегда уезжает в большие города (в Москву и в Смоленск в основном). И тем не менее, нельзя не отметить прекрасный слог автора, а также то, как честно и откровенно он пишет, не избегая ни интимных тем (что большая редкость для подобной литературы), ни самых болезненных.