Больше рецензий
8 августа 2022 г. 17:05
757
4.5 – Знать и доказать – не одно и то же, доктор Эрт. К сожалению, у него нет алиби. – Вероятно, вы хотели сказать «к сожалению, у него есть алиби»?
РецензияСнова Айзек Азимов, некоторых авторов, читаю или слушаю, чаще чем остальных. Так уж получается.
Рассказ написан в 1955 году.
Часто вот читаю рассказы, и много отличных было написано с 40 до конца 60 годов. Меньше в 70, очень мало 80 и почти нет в 90 и 00. Наверное все это связано, с развитием науки, и пониманием, что "Мы всё про фукали". Все мечты и планы людей превратились в труху. Только лишь жажда потребления осталась.
В оригинале - The Singing Bell (Поющий колокольчик, не цветок)
Этот рассказ, открывает мини-цикл про «Уэндела Эрта»
Что в этом деле.
Гениальный преступник, уже более 15 лет уходит от наказания. И вот он совершает убийство на Луне. Полиция знает, что это он но доказать не могут. Ведь у преступника нет Алиби. И тогда полиция обращается к Ундалу Эрту, специалисту по космосу.
Подробнее.
Знаете обычно смотришь, особенно американские детективные фильмы и сериалы, там всегда и везде "Алиби". Есть оно ты почти снят с крючка, а вот если нет, то всё иди уже примеряй тюремную робу.
А вот в этом рассказе, как раз отсутствие Алиби, создает Алиби для преступника. Точнее он мог сделать, а мог и не сделать.
– Знать и доказать – не одно и то же, доктор Эрт. К сожалению, у него нет алиби.
– Вероятно, вы хотели сказать «к сожалению, у него есть алиби»?
– Я хочу сказать то, что сказал. Будь у него алиби, я сумел бы доказать, что оно фальшивое, потому что оно было бы фальшивым. Если бы он представил свидетелей, готовых показать, что они видели его на Земле в момент совершения убийства, их можно было бы поймать на лжи. Если бы он представил документы, можно было бы обнаружить, что это подделка или еще какое-нибудь жульничество. К сожалению, ни на что подобное преступник не ссылается.
Вот такое интересное дело.
Вот будущее и космос, но люди не перестали совершать преступлений, а стали еще более изворотливые и продуманные.
Вот и известный преступник Луис Пейтон, обладал различными способами, совершать свои преступления, но так, что бы не попадаться. Он никому никогда не рассказывал их.
За то в своих мечтах, мысленно сочинял завещание.
В завещании он написал бы: «Ложная закономерность, созданная для маскировки преступления, всегда несет в себе следы личности того, кто ее создает. Поэтому разумнее установить закономерность в естественном ходе событий и приспособить к ней свои действия.»
Что хочу сказать, рассказ нам более менее подробно рассказывает подготовку Луиса к делу. И последующему убийству.
К нему обратился Альберт Корнуэлл с предложением.
Суть дела была найти тайник с лунными камнями, которые люди назвали "поющими колокольчиками"
– Тайник с поющими колокольчиками... накоплены за долгий срок, неотшлифованные, но первый сорт, мистер Пейтон.
Человек, который предложил это дело, думал поделить по полам. А вот у Пейтона были свои планы. Хотя может быть не пожадничай он, и совершал бы преступления и дальше.
Но уже была бы другая история.
Годами он создавал для полиции закономерность. У него был домик в глухом месте.
Когда ему было двадцать семь лет, он купил в Скалистых горах участок земли с домом; один из прежних владельцев построил дом как убежище на случай атомной войны, которой все опасались два столетия назад и которой так и не суждено было разразиться. Однако дом сохранился – памятник стремлению к полной безопасности, стремлению существовать без какой-либо связи с внешним миром, порожденному смертельным страхом.
И каждый год весь август он проводил там.
Пейтон подумал, что, пожалуй, включит в свое завещание еще один афоризм: самое лучшее доказательство невиновности – это полное отсутствие алиби.
Дом был таким убежищем на все случаи жизни. Фактически все знали, что он должен быть там, но никто его не видел.
Он совершает преступление и летит домой спать.
Копы пришли взяли его, скорее по привычке. Доказательств у них не было.
А Полиция не зная, как его уличить обращается к Экстратеррологу Уэнделлу Эрту (самому лучшему специалисту по космосу и планетам). Самое забавное было в нем, что он ни разу не покидал Землю. Да и боялся всего транспорта, только пешком ходил.
– Я никогда не бывал на Луне, инспектор, и не собираюсь. Космические путешествия – глупое занятие. Я их не одобряю.
Потом добавил, уже мягче:
– Присаживайтесь, сэр, присаживайтесь. Выпейте рюмочку.
Рассказ интересный, но если выбросить много всяких деталей то был бы очень коротким.
Все эти поющие колокольчики Макгаффин.
Макгаффином называют любой уникальный предмет, вокруг которого строится сюжет. У этого предмета должна быть какая-то уникальная особенность, из-за которой все персонажи мечтают завладеть им.
Они тут и не нужны, но автору надо было, как то разрешить задачку с Алиби.
То, что колокольчики поют, совершенно бесполезная вещь. Да это делает их ценным товаром. Но, как это влияет на сюжет, никак.
– Геологи утверждают, что колокольчики – это всего-навсего затвердевшие под большим давлением полые кусочки пемзы, в которых свободно перекатываются маленькие камешки. Так они утверждают. Но, если этим все и исчерпывается, почему же мы не в состоянии изготовлять их искусственно? И ведь по сравнению с колокольчиком без изъяна этот звучит, как губная гармоника.
Лишь для этого нам автор и описал. Ну и для финала. Но вместого колокольчика могло быть, что то еще. Просто они хрупкие, вот Эрт и решил провести эксперимент.
Рассказ интересный, про мир будущего и расследование, преступники меняются, но и криминалисты не дремлют.
Читается интересно. Герои не картонные, у всех есть, какая то история. И такое вот название подобранно маркетинговое ,что бы привлечь читателя.
Быть может, придираюсь лишь потому, что ожидал, чего то не такого банального. Не нужен тут Экстратерролог, что бы уличить преступника. Не думаю, что в будущем не знали, о различиях на разных планетах.
С другой стороны, все же рассказ 1955 года, и человек еще в космосе не побывал.
Спасибо всем, кто прочитал.
Пляжной M_M_M привет и спасибо, за очередной рассказ с её списка.
Комментарии
ну и к чему весь этот длиннющий спойлер, не имеющий ни малейшего отношения к тому, что принято называть рецензией?