Больше рецензий

8 августа 2022 г. 11:46

167

5 Чистое вдохновение "Своей комнаты" и Вирджинии Вулф

Шекспир и Остин были похожи в одном: освободившись от страстей, гнева и препятствий, они выражали себя.

Пожалуй, Вулф потеснила Кинга и стала лучшей книгой и книгах и писательстве. Для женщин — точно.

Тонкое эссеисткое кружево, словесный пирог, легкий дым, бокал вина и разговор с умной женщиной — "Хлое нравилась Оливия". Мне с ней легко, мне хочется дотрагиваться до руки, мне хочется убедиться в похожести, ведь уже зацепка, сонм из бесчисленного: самое важное для нас в людях — это цельность.

Она у неё удивительная.

Даже мысли разные, но к цели и единым потоком:

Сначала чернослив под кремом, затем прогулка по октябрьской аллее — и вот она стоит перед полками и достаёт XVI, XIX и XX век, а вместе с ним причины, почему женщины не писали, не изобретали и не стремились к звёздам.

Стремились, и ещё как, только в рамках комнат, куда их посадила/ограничила эпоха. Стены, кирпичи и известь настолько пропитались творчеством, что их можно сдавать в музей реальности, где мужчина принижает женщину, чтобы казаться выше.

Английская литература, экскурс по нравам веков, маскулинность Толстого, Голсуорси и Киплинга и вывод, который формировался под действием невидимой реки лондонской мостовой.

Язык, язык — укол, насмешках, фарс, стиль и выдержанность и в отдельных зарисовках:

"Нам некуда спешить, нам незачем блистать. Нам ни к чему быть кем-то еще, кроме самих себя. Нас всех ждет рай в сопровождении Ван Дейка. Как великолепна жизнь, как щедра, как незначительны мелкие склоки и горести, как прекрасна дружба и общество себе подобных – и, закурив сигарету, вы опускаетесь на подушки на подоконнике".

И в самой сути:

В литературе опасно быть только мужчиной или женщиной. Для творчества нужен андрогинный мозг.

Все эти Джоны Лэнгдоны Дэвисы и прочие Бодкины уже не влияют на нашу эпоху, мы можем не готовить и не рожать детей (точно не десять от священника), остаётся только занять свою комнату, заиметь пятьсот фунтов в год и начать писать так, как будто вокруг не стоят профессора из Оксфорда и не кричат: Так нельзя! Ты не имеешь право!

Имею, буду, совершенно права.