Больше рецензий

7 августа 2022 г. 23:48

92

3

Как по-разному может впечатлять творчество одного и того же автора. Я читала книги Кервуда про животных, и это было великолепно — настолько глубокое было ощущение погружения в дебри Аляски, соседствование с медведями, волками, постоянное ощущение опасности, блуждания по северным долинам и дебрям в поисках лучших мест обитания... и насколько отличаются его книги о людях.
Для меня эта книга выделилась несколькими элементами, которые оставили по себе странное впечатление и... об окончательном мнении я напишу чуть позже.

Во-первых, Аляска. Конечно, автор с умом, старанием и делом подошел к описанию и пейзажи, по которым странствовали герои, вставали перед глазами, как живые. И да, описываемый дух Аляски оказался так же силен, как и чувство любви, преданности и истинного патриотизма, который испытывали некоторые герои, жившие прошлым и бережно относившиеся к будущему. И не то чтобы чувство патриотизма мне как-то претило, но... я ценю любовь к стране, но не когда она превозносится над всем-всем-всем. В конце концов, у всего есть свои плюсы и минусы.
Во-вторых, герои и - сюда же включу романтику, так как она от них неотделима.
В целом, прописаны они хорошо, хотя это, конечно, далеко не Клондайк Джека Лондона (я его читала еще классе в седьмом и до сих пор помню восторг, с которым «мчалась» в собачьих упряжках по заснеженных пустошам). И в начале даже складывается некоторая интрига и даже до определенного момента она довольно неплохо держится.
Однако персонаж Мэри Стэндиш прописан лучше, чем это можно сказать о герое Алана Холта. Хотя за личностью Мэри скрывается тайна, ее, если хорошенько напрячь мозг, не так уж трудно разгадать, при этом она вполне цельная личность. В ней есть чувствительность, есть характер, нет ненужного кокетства, а все ее попытки сблизиться с Аланом произрастают из ее попытки найти того, кто сможет ей помочь. Я бы сказала, что она лишена лицемерия и наигранности, и, пожалуй, в ней присутствует тот самый сильный характер, о котором пишется в аннотации к этому сборнику.
В отличие от нее Алан менее интересен. Сначала он представляется эдаким столпом дней минувших, сдержанным, прямолинейным, откровенно патриотично настроенным, равнодушным к женскому вниманию и... тут начинается самое интересное, потому что настроения Алана меняются чаше, чем цены в супермаркете в период роста цен на газ. Под влиянием непонятных подозрений он делает какие-то свои, поспешные и необоснованные выводы, сам потом их стыдится, испытывает чувство вины и едва не сходит от этого с ума. И отсюда любовная линия — можно бы говорить о симпатии, но слово «люблю», выданное на почве одержимости от чувства подавляемой вины, не вызывает доверия к искренности и глубине этого самого чувства. То же самое и с другой стороны.
Поэтому несмотря на то, что в дальнейшем сами чувства были прописаны хорошо, трогательно и весьма романтично, однако их зарождение и развитие проявились где угодно, но только не на страницах книги.
И наконец, сам сюжет. В целом, он интересен и, хотя вряд ли кого особенно сильно волновала судьба Аляски как она есть, но сочетание политики, любви и мести получилась довольно интересным, пусть и неровным. Я читала страницу за страницей, чувствуя попеременно то удовольствие, то неловкость от наивности героев или странных поворотов сюжета.
Кульминация у книги была, что немаловажно. К сожалению, «взрыва» не произошло, но хлопок получился неплохой.

Я считаю, что у Кервуда получались прекрасные книги про животных. И про них ему и следовало бы больше писать. Мир людей несколько сложнее, и характеризовать его в монохромном варианте — не совсем правильный подход. Я не говорю, что он должен был создать ярких и обаятельных злодеев, которые бы перетягивали на себя сюжет, как это часто происходит в современной литературе, но интересно создавать не только шаблонно злых и шаблонно добрых персонажей. В конце концов, у цветов масса разных оттенков.