Больше рецензий
2 августа 2022 г. 15:22
654
0 На чужом языке...
РецензияКнига, прошедшая мимо меня абсолютно. Считаю себя не вправе как-либо ее оценивать, так как большую часть текста я просто не поняла. И случилось это вовсе не потому, что она написана каким-то мудреным языком, или в ней чересчур запутанный сюжет, или композиция ее сложна для восприятия. Вовсе нет. Но роман написан в рамках культуры, о которой я ничего не знаю, поэтому иногда у меня возникало ощущение, что я читаю на незнакомом языке. Речь идет об афроамериканской культуре.
Принято считать Америку "плавильным котлом", попадая в который все нации превращаются в одну. Однако по понятным причинам очень долгое время не нация, а целая раса была из этого котла исключена. Чернокожие рабы создали свою параллельную культуру, частично основанную на африканских традициях предков, частично на своём трагическом опыте. Последующая сегрегация лишь помогла этой культуре отмежеваться и уйти в свободное плавание. Своя музыка, своя литература, свой юмор, свой кинематограф. Казалось бы, сегрегация была отменена много лет назад, и у чернокожего населения было достаточно времени, чтобы интегрироваться в счастливую американскую семью. Но оказалось, что интегрироваться хотят далеко не все. Параллельная культура, развивавшаяся столетиями, никак не хотела исчезать, а в новом тысячелетии с появлением интернета и соцсетей, обрела новое дыхание. У афроамериканцев есть свое огромное наследие, очень специфичное и европейскому читателю практически неизвестное. И именно на отсылках к этому наследию построена данная книга. И да, она читается словно на иностранном языке.
Пол Бейти несомненно очень достойный представитель афроамериканской культуры, одновременно являющийся, на мой взгляд, сторонником большей интеграции. Он уверенно цитирует рэперов, отлично разбирается в местном стэндапе и в старом блюзе, но его Афроамерика этим не ограничивается. Мне кажется, что его проза выводит афроамериканский дискурс на новый уровень, международный. Но здесь есть сложность. Афроамериканская культура – это культура, закрытая по умолчанию, культура для своих. Стать ее частью можно лишь будучи чернокожим потомком чернокожих американских рабов. Всем остальным, включая африканцев, вход долгое время был воспрещен. В последние десятилетия ситуация стала меняться, и белые, желтые, коричневые тоже получили доступ к этой культуре. По крайней мере, внешне. Получить же доступ на внутреннем уровне не получится, там другой менталитет, другие корни, другой дух. Можно возразить, что это характерно для любой нации, любого этноса, но в случае афроамериканцев речь идет о культуре угнетенных, и это угнетение ставится во главу угла. Для сравнения можно почитать «Американху» Адиче, там тоже о чёрных и о расизме, но автор и героиня – нигерийки, и получается совсем другая история.
К чему я это все пишу? А к тому, что «Продажная тварь» Бейти – это афроамериканская культурологическая энциклопедия, с кучей отсылок к фильмам, книгам, песням, политическим событиям, персоналиям. И надо либо всё бросать и изучать эту культуру, либо смириться, что читаешь на незнакомом языке и ни фига не понятно.
KillWish: Тур 9. Охота на нечисть