Больше рецензий

25 августа 2013 г. 00:12

85

4

Полезное пособие для интересующихся греческой литературой (снабжено оригиналами текстов и комментариями). Из предисловия можно почерпнуть некоторые общие сведения о художественном методе Каллимаха. Упоминаются такие положения, как явная архаизирующая, гомеровская стилизация; идеал – архаическая простота; Каллимаху, сообщает В. П. Завьялова, «важно не показать тот или иной объект, а в предельно сжатой, динамичной форме собрать по возможности все сведения о нем» - такой принцип видится главенствующим для избранного объекта описания. И далее: «У Каллимаха вся ученая география как бы оживает - горы, ручьи, источники, реки, острова говорят, пророчествуют, бегут, спешат укрыться... Каллимах блестяще владеет поэтическим приемом "одушевления", "оживления" и проч.» — что блестяще гармонирует с образом воспеваемой богини-охотницы, любительницы уединенных лесов и гор, словно подгоняемой Бореем в своем стремительном путешествии.
Что касается непосредственно самого гимна, не могу обойти стороной знаменитый эпизод с маленькой Артемидой. Много написано об этой «детской сцене» в связи с реалистическим описанием поведения ребенка и т.д., однако с любительской точки зрения, одна фраза юной Артемиды заставила меня в корне пересмотреть свое отношение к ней. Если после истории с бедной Ифигенией я считала ее неоправданно привередливой особой, главным действующим лицом ночных кошмаров Агамемнона, то гимн Каллимаха позволил мне взглянуть на нее с новой стороны. Речь идет, несомненно, об этих словах:

Много имен подари, чтобы Феб не спорил со мною!