Больше рецензий
26 июля 2022 г. 16:25
3K
4 В этом мире нет ничего странного, Сэкигути-кун
РецензияБолее чем неоднозначная книга. Даже не беря в расчёт её жанр — детектив, с которым у нас всё очень сложно. Лето злых духов убумэ не цепляет интригой или накалом страстей, она неспешна, похожа на ленивое полуденное марево и никак не может поймать устойчивое равновесие, спотыкаясь то об одну тему, то о другую. И, кажется, всё-таки это работает здесь так, как нужно: не в плане причудливой азиатской атмосферы, а скорее для создания единого полотна, к которому пришпилены образы и идеи, которые хочет донести до нас автор.
Повествование ведётся от лица писателя Тацуми Сэкигути. Для читателя он представляет из себя вовсе не окно в реальность книги, а является полноценным персонажем, имеющим непосредственное отношение к событиям. А о его ненадёжности, как рассказчика, вы догадаетесь с первых же страниц. Вроде как (опять же, я не фанатка детективов и триллеров и не могу уверенно утверждать), таких героев принято хаять за отсутствие непредвзятости. Но, на мой вкус, это добавило произведению зыбкости, что, вкупе с остальным наличествующим помешательством, создаёт вполне себе органичную картину.
Заинтересовавшись давнишним делом о пропажах новорождённых в местной клинике и задумав сделать из этого материала статью для журнала, он навещает своего друга — Акихико Тюдзэндзи по прозвищу Кёгокудо, что бы тот подкинул интересных мыслишек. Кёгокудо — тот ещё эксцентрик, библиофил, монах, практикующий ритуалы по изгнанию демонов, и лукавый мыслитель, любой спор с которым — заведомо пропащее дело. Он и является рациональной стороной вопроса, через всевозможные философские подходы объясняя логику таинственных явлений. Ну, пытаясь объяснить.
Оба невероятно заинтригованы странными обстоятельствами, происходящими в той самой клинике на протяжении многих лет: похищения младенцев, исчезновения людей из запертых комнат, беременности, длящиеся по два года… Стало быть, необходимо срочно заняться поиском решения загадки. Кажется, что и вправду над семьёй Куондзи нависло страшное проклятие. Японская мифология, мистицизм и суеверия удачно вплетаются в исторический контекст описываемого 1952 года. Но Кёгокудо, как истинное воплощение Юма и Беркли, объясняет магическое через невозможность познания объективной реальности. Лето злых духов убумэ можно было бы озаглавить "Фантастические твари и солипсизм, в котором они обитают", вот с ходу всё с книгой стало бы понятно.
На мой взгляд, детективная линия — далеко не самая значимая тема в тексте. К слову, она довольно дурацкая. Хотя, возможно, эти слова актуальны для всего жанра хонкаку детективов (увы, не читала). Решение загадки окажется элементарным и ни капли не изысканным. Но фишка вовсе не в результате, а в причудливом пути к нему.
На протяжении всей книги мы неоднократно будем задаваться вопросом: а вправду ли тут отсутствует любая мистика? Да, Кёгокудо старается логические объяснить многие вещи. Иногда путанные псевдонаучные и околофилософские рассуждения всерьёз дают в себя поверить. Но роман полон вещей, логически объяснить которые невозможно. Можно назвать это ляпами или авторскими допущениями, но я считаю, что сделано это было осознанно. И это мне действительно понравилось. Вот эта зыбкость материальной яви.
Хочу сказать, Убумэ привнесла с собой довольно интересный опыт. Это было странно, местами скучновато (особенно во второй половине, когда началось само расследование), но всё-таки по-своему увлекательно.
Сравнить эту книгу можно с Лето с чужими . Да, они довольно похожи, в том числе атмосферой. Но, если в последнем сюрреалистичность прямо выражалась происком мистических сил, то "Убумэ" имеет вариативность трактовок. А постмодерн в книгах идёт им всегда только на пользу.
Если у нас продолжат издавать цикл о Кёгокудо, я бы точно ознакомилась со второй частью — "Mouryou no Hako" ("Ящик демонов"), по которому, конечно же, существует аниме-адаптация.