Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

26 июля 2022 г. 16:25

3K

4 В этом мире нет ничего странного, Сэкигути-кун

Более чем неоднозначная книга. Даже не беря в расчёт её​ жанр​ — детектив, с которым у нас всё очень сложно. Лето злых духов убумэ не цепляет интригой или накалом страстей, она неспешна,​ похожа на ленивое полуденное марево и никак не может поймать устойчивое равновесие, спотыкаясь то об одну тему, то о другую. И, кажется, всё-таки это работает​ здесь так, как нужно: не в плане причудливой азиатской​ атмосферы, а скорее для создания единого полотна, к которому пришпилены образы и идеи, которые хочет донести до нас автор.

Повествование ведётся от лица писателя​ Тацуми Сэкигути. Для читателя​ он представляет​ из себя​ вовсе​ не окно в​ реальность книги, а является полноценным персонажем, имеющим непосредственное отношение к событиям.​ А о​ его ненадёжности, как рассказчика, вы догадаетесь с первых же страниц.​ Вроде как (опять же, я не фанатка детективов и триллеров и не могу уверенно утверждать), таких героев принято хаять за отсутствие непредвзятости. Но, на мой вкус, это добавило произведению зыбкости, что, вкупе с остальным наличествующим помешательством, создаёт вполне себе​ органичную картину.

Заинтересовавшись давнишним делом о пропажах новорождённых в местной клинике и задумав сделать из этого материала статью для журнала, он навещает своего друга —​ Акихико Тюдзэндзи по прозвищу Кёгокудо, что бы тот подкинул интересных мыслишек. Кёгокудо —​ тот ещё эксцентрик, библиофил, монах, практикующий ритуалы по​ изгнанию демонов, и лукавый мыслитель, любой спор с которым —​ заведомо пропащее дело. Он и является рациональной стороной вопроса, через всевозможные философские подходы объясняя логику таинственных явлений. Ну, пытаясь объяснить.

Оба невероятно заинтригованы странными обстоятельствами, происходящими в той самой клинике на протяжении многих лет: похищения младенцев,​ исчезновения людей из запертых комнат, беременности, длящиеся по два года…​ Стало быть, необходимо срочно заняться поиском решения загадки.​ Кажется, что и вправду над семьёй Куондзи нависло страшное проклятие. Японская мифология, мистицизм и суеверия удачно вплетаются в исторический контекст описываемого 1952 года.​ Но Кёгокудо, как истинное воплощение Юма и Беркли, объясняет магическое через невозможность познания объективной реальности. Лето злых духов убумэ можно было бы озаглавить "Фантастические твари и солипсизм, в котором они обитают", вот с ходу всё с книгой стало бы понятно.

На мой взгляд, детективная линия —​ далеко не самая значимая тема в тексте.​ К слову, она довольно дурацкая.​ Хотя, возможно, эти слова актуальны для всего жанра хонкаку​ детективов (увы, не читала). Решение загадки окажется элементарным и ни капли не изысканным. Но фишка вовсе не в результате, а в причудливом пути к нему.

На протяжении всей книги мы неоднократно будем задаваться вопросом: а вправду ли тут отсутствует любая мистика? Да, Кёгокудо старается логические объяснить многие вещи. Иногда путанные псевдонаучные и околофилософские рассуждения всерьёз дают в себя поверить.​ Но роман полон вещей, логически объяснить которые невозможно. Можно назвать это ляпами или авторскими​ допущениями, но я считаю,​ что сделано это было осознанно. И это мне действительно понравилось. Вот эта зыбкость материальной​ яви.

Хочу сказать,​ Убумэ привнесла с собой довольно интересный опыт. Это было странно, местами скучновато (особенно во второй половине, когда началось само расследование),​ но всё-таки по-своему​ увлекательно.​
Сравнить эту книгу​ можно с Лето с чужими . Да, они довольно похожи, в том числе атмосферой.​ Но, если в последнем сюрреалистичность прямо​ выражалась происком мистических сил, то "Убумэ" имеет вариативность трактовок. А постмодерн в книгах​ идёт им​ всегда​ только на пользу.

Если у нас продолжат издавать цикл о Кёгокудо, я бы точно ознакомилась со второй частью —​ "Mouryou no Hako" ("Ящик демонов"), по которому, конечно же,​ существует аниме-адаптация.