Больше рецензий
25 июля 2022 г. 20:36
281
5 Современная Осетия от первого лица
РецензияС Азаматом Габуевым я уже была знакома по одному из рассказов, входящих в сей сборник - "Аделина" была прочитана в начале 2020-го года. Тогда я для себя сразу отметила стиль автора, который пишет от первого лица и пишет так, будто реально читаешь мысли персонажа. Для каждого он подбирает свой язык, свою манеру речи, которая помогала бы охарактеризовать героя произведения. Ведь наша речь очень много о нас говорит. Азамат Габуев сначала придумывает персонаж, потом подбирает для него "личность" и, главное, манеру речи. Он пробует на черновиках различные варианты, пока не находит идеальный для своего нового героя. В этом сборнике три произведения, и этот авторский приём пишущего от первого лица здесь отлично продемонстрирован. И очень удачно.
Три произведения объединены общей темой - настоящее и будущее Осетии, столкновение консерватизма и новаторства, традиционных взглядов и прогрессивных. Это основное. И на этом фоне уже другое - молодежь и её выбор. То, какая она в современной Осетии. И здесь рисуются не самые приятные картины. Читаешь и понимаешь, за что писателю прилетало от читателей из Осетии, почему писали, что он позорит свою родину. За то, что пишет как есть. За то, что переносит в свои книги те типажи, которые реально существуют, ходят по улицам и на самом деле действуют и мыслят в том ключе, в котором живут на страницах произведений. Очень реалистичные они получаются. Очень знакомые. И наверняка кто-то мог узнать в Зарине, Майе, Ревазе или Аделине себя. А в зеркало смотреть не всегда приятно. Наверняка были и такие, которых задевало, что не те образы созданы, не так рассказывается про традиции. Вспоминается цитата-мем из "Крестного отца" - "но делаешь это без уважения". Да и где примеры для подражания? Нет их. Безобразие.
Открывает сборник "Холодный день на солнце" - повесть, где повествование ведется от лица двух девушек. Сначала нам рассказывает свою историю Зарина, девушка современная, не понимающая многих оков традиций, не принимающая тот путь, что начертан каждой осетинской женщине - замуж, дети и семья. И чем раньше, тем лучше. Значит сразу пристроена. Значит жизнь удалась. Зарина свободолюбива. Она не видит свое счастье в замужестве и материнстве. Она отвергает предложение очень даже неплохого парня, с которым у неё была связь, потому что не любит и понимает, что никакого счастья не будет. При этом у неё есть проблема с самореализацией - она не знает, куда себя применить. Но пробует. Зарина и её окружение принадлежат к местному андеграунду. Они - другие. Они - те, на кого показывают пальцем, кого осуждают. Поэтому они уезжают. В Москву, в Питер, в Испанию - кто куда, лишь бы вырваться из болота. Вот и Зарина уезжала, но вернулась. Что она нашла? Легко догадаться. Клеймо шлюхи от "правильных" девушек, презрение от "правильных" мужчин и постоянное давление со стороны "правильных" представителей общества.
Во второй части слово берёт Майя, девушка воспитанная, придерживающаяся традиционных взглядов, красавица и девственница, которая боится двух вещей - упустить хорошего жениха, которого она по совету подруги маринует за его якобы пренебрежение её персоной, и допустить, что отношения брата-близнеца Алана с Зариной могут перерасти во что-то большее, не дай-то Бог в брак, это же позор на весь род. И здесь отличная игра на контрасте, так как Майя - полная противоположность Зарине. Они здесь как два полюса. Причем, непримиримых. Они никогда не поймут друг друга. Одна всегда останется на вершине своих моральных устоев и будет делать всё правильно, не взирая на свои чувства, на то, принесёт ли это ей счастье, и даже сомнения, что посетили девушку в конце повести, не остановят её. Так и хочется задать вопрос, цитируя Вайолет Кроули из «Аббатства Даунтон»: "Вы там не мерзнете на вершинах своих моральных устоев?". Другая же навсегда останется гонимой, непонятой, не принятой на своей родине. Майя и Зарина - как отображение той непримиримой борьбы между консервативным большинством и меньшинством андеграунда.
Может показаться, что позиция автора тут сразу ясна. Но я бы не стала делать столь категоричный вывод. Габуев показывает не только закостенелость, но и другую сторону. Например, родители Зарины и Алан - люди другой формации. Они тоже за традиции, за семью, но они более свободны во взглядах. Они допускают существование таких, как подруги Зарины, и не отказывают в праве на выбор. В том числе и осетинским девушкам. Не всё плохо в традициях. Не всё хорошо в новых веяниях и полной свободе, ведь иногда её понимают, как вседозволенность, и черту эту перейти очень легко.
"Реваз". Страшный рассказ на самом деле. В нём создан портрет молодого функционера, которого папочка, или "пахан", как его благодарный сыночек называет, пристроил на работу в министерство, Ревазик занимается проблемами молодежи. Типаж этот создан Габуевым изумительно. Это тот тип, что родился с золотой ложкой во рту, чью жизнь чётко контролируют респектабельные родителя. Поэтому всё будет респектабельно. И заботиться нужно о респектабельности, в первую очередь о ней. Друзья в соцсетях только с правильными фамилиями. Вещи должны быть статусными. Девушка обязательно из хорошей семьи, высоких моральных устоев и девственница. Друзья в жизни только из нужного круга, такие как Георг и Чера, с которыми Реваз подружился уже после института и стал заявлять, что у них столько общего, и удивляться, что раньше этого не замечал. Как так? Как, как... Да всё просто, Ревазик, в институте они были никем, один не работал в аппарате правительства, а второй - в республиканской прокуратуре.
Что ещё... Ах да, собственные "моральные устои", которых на самом деле нет. Оральный секс? Да вы чо! Как потом оскверненным ртом "произносить молитву над тремя пирогами"? Жена - это жена. Это как постамент, который должен тоже быть респектабельным во всём. Семья - тоже одно из главных достижений. Должно быть, чтобы все видели, что всё как? Правильно, респектабельно. И это не мешает унижать бикс, девушек не респектабельных, которых можно клеить и позволять себе с ними любые вольности, бить проституток, так как это не женщины, а вещь для удовлетворения особых потребностей, презирать обычных людей, называя их человеческим мусором.
В процессе рассказа Габуев приводит выдержки из интервью с Ревазом, которое было напечатано в республиканской газете под названием "Наше будущее в руках таких, как он". Увы, сарказм как в названии, так и в самой статье уловила только сестра Кристина, девушка, что интересуется не парнями, их тачками, шмотками и пусканием пыли в глаза насчет "какая я крутая, но очень правильная", а фильмами Пазолини, хорошей музыкой и происходящем в мире вообще. Не модными тенденциями, а реально актуальным, тем, что помогает ей развиваться, как личности. За что ей в итоге и достаётся от узколобого и ограниченного брата. В том интервью показано, насколько Реваз функция. У него нет своего мнения, он говорит лозунгами и формальными фразами, вычитанными из программ, что спустили сверху. Он ничего из себя не представляет, всё только внешнее, только бы "пахан" жил подольше, чтобы пропихивать его дальше и указывать, что нужно сделать и где что сказать. Кто-то решил, что может отказаться от намеченного для него плана жизни, понял, что это не его? "Да кто дал тебе право решать, что твоё, а что не твоё?". Действительно. Страшно, что наше будущее в руках таких, как он. А других туда не пускают. С "ревазиками" будущее - это прошлое. Можно прям анкетой:
мышление - сплошные стереотипы;
гибкость - отсутствует;
умение посмотреть вглубь - отсутствует;
собственное мнение - отсутствует, точнее "как у всех";
моральные устои - только видимость, на самом деле отсутствуют.
Чиновник, отвечающий за молодёжь и её культуру, мало того, что с этой самой культурой не знаком, так он её ещё и отрицает молодёжную культуру, заталкивая всех в "старое, проверенное, доброе".
"Аделина" - здесь уже женский типаж "ревазиков". С той разницей, что карьера в другом. Отучишься и тебя куда-нибудь пристроят, но главное мужа найти. И чтоб с тачкой. И чтоб был достоин такой правильной и обворожительно красивой девушки, как Аделина, которую на самом деле зовут Залина, но для звучности и загадочности при регистрации на сайте знакомств она меняет имя на более красивое и привлекательное. Тоже узколоба и абсолютно не образована. Глупа, но амбиций - даже не море, а океан. Самомнение просто не измерить. И подружки такие же. Этот рассказ я уже читала, о чем писала в начале, и впечатления от него не изменились. Типаж тупой курицы, считающей себя королевной. "Не такой". "Не дешевки". Это "девушка-мечта", презирающая любого, кто не соответствует каким-то выдуманным критериям и статусам. Её мерила - брендовая одежда, наличие тачки, деньги, привлекательная внешность и хорошая должность. Собственно словами самой Аделины: "Эта женщина мне сразу понравилась. На ней было много золота и какая-то женская мудрость на лице." Тут хочется отдельно выделить тот самый авторский приём подбора манеры речи для персонажа. в "Аделине" это настолько в точку, что просто восторгаешься!
Напоследок цитата, которая прекрасно характеризует Ревазика, Аделиночу и их друзьяшек/подруженек:
– Ну, ну, о чем они говорят?
– Ну, когда я проходила мимо них первый раз, они говорили за какого-то Леопольда Мазоха и его это самое.
– Что, это самое?
Эля придвинулась к нам и сказала почти шепотом:
– Член.
– Как?! Ты уверенна, что именно это они и обсуждали?
– Да, я сама слышала, как девушка сказала, – она снова сделала голос тихим: «За хер Мазоха можно уважать…».
У всех произведений нет жирной точки в конце, потому что каждое из них - эпизод из жизни героев. Да тут и не нужно дописывать, так как из того, что показал автор, вполне понятно, что ждёт этих персонажей впереди. Майя выйдет замуж за Сармата и проживёт несчастливую, но зато правильную жизнь осетинской жены. Реваз пройдёт в депутаты, там как раз такие и нужны, не обремененные моральными принципами, те, что думать не будут и воду мутить, а станут бездумно продвигать "нужную линию партии". Аделина найдёт своего парня с должностью и крутой тачкой и будет дальше изображать элиту, но уже не в амплуа модной красавицы, а в роли жены респектабельного человека. Вопрос только в будущем Зарины, в её отношении можно сказать только одно - на родину она уже вряд ли вернется.
Книга о молодежи Осетии, о её проблемах, но на самом деле перенеситесь в любую глубинку России, да даже и не глубинку, и вы увидите то же самое. Самое страшное - это искусственность жизни. Люди живут с постоянной оглядкой на то, что скажут окружающие. Они говорят то, что нужно, то, что правильно сейчас. Они строят свою жизнь по лекалу "как у людей", чтобы всё было "правильно". А что "правильно"? Почему именно так правильно? Ведь нет рецепта счастливой жизни, что подошёл бы всем. Но это неважно. Для большинства он есть. И это их рецепт. Несмотря на то, что у них всё совсем не так гладко, как показывается почтеннейшей публике. Главное - красивая картинка. Респектабельность. Ведь, снова обращусь к метким высказываниям Вайолет Кроули, "Правда никого не интересует. Важно, как все выглядит со стороны". Увы и ах. Увы и ах...
А это доп для ДП, поэтому под спойлер.
Прочитано в рамках игры "ДП-2022", команда "Как два пальца": rootrude , Dragnir , Rama_s_Toporom и я.
Комментарии
Аа) старые знакомые проказники!
Ага.)) Старший никак не хотел фоткаться.)
В этот раз смирные)
Поевши они.))
Снизошла благодать :)
Красавцы)) у серого такой взгляд))
За хер... чето ржу)))
А вообще, интересно расписала.
И как же ты права, про то, что и у нас, до сих пор живут с оглядкой на общество...
Потому что серый - старший и самый серьëзный кот на свете!) Уже 15 годиков будет)
Там весь рассказ цитировать можно.)) но с за хером - это просто бомба)))
Увы, это не искоренить. Главное, чтобы чего не того не подумали.
Красавец! Чувствуется, что самый-самый!)
Верю))
Да уж, главное... будто от того, что другие подумают, что-то меняется... всегда найдутся те, кто подумают плохо, даже если с нимбом тем, от рождения...
Вот-вот. Не к чему придраться? Придумают. Надумают. Разнесут по всём. А потом смаковать будут. Так не лучше ли изначально быть собой?
И точно, будут смаковать...
Незрелость внутренняя... наверное в этом причина.
Еще и нелюбовь к себе.
Мне кажется, что тут уже где-то на подкорку забит страх перед "а что люди скажут". Самое забавное, что ладно б что-то постыдное делалось... Ой, тема вечная это)
Вечная, ты права))
А люди могут и не сказать ничего... а ты так старался)))
А вот тут прям обидна!))))
Уж такая БЯда!)))
Рецензию прочитала только сегодня (вчера котиков смотрела). Похоже, сильная книга, наверное, я себе добавлю в лист, а там посмотрим.
А «молитва над тремя пирогами» - это что-то из семейных традиций, или отсылка куда-то?
Книга реально хорошая. И она интернациональная, хоть и написана о молодых осетинах. Эти персонажи легко узнаются в любой точке мира.
Это осетинский обряд, проводимый по большим национальным праздникам, на стол подаются три пирога и произносится молитва. Сакральное такое действо. Очень значимое.
Как интересно. Спасибо, Наташа.
Кааааааты!!!! Красоты необыкновенной!)))
такие вот зверюги имеются.))
Передай им от меня виртуальные поглаживания!)))
Передаю))
:-*
Когда добираешься до спойлера, уже не хочется говорить о книге, а только о красавцах)))
Ну вот, этот доп всё обсуждение накрыл медным тазом!)))
абсолютно))))
Стопудово) какое обсуждение, если тут такая милота)
Чёртовы котики...)))
Кооооты мррррр !!!
Боже, красавцы!
А по тексту рецки - мне оч страшно :((( кажется, что все эти ревазики у нас тоже в огромном количестве ( или мне февраль так глаза открыл.
Котам комплимент передала.))
Про ревазика особенно страшно. Курицы-то курицами, всегда были и будут, а вот ревазики действительно сидят на местах и занимают высокие должности. Это самый страшный рассказ у Габуева здесь.