Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

25 июля 2022 г. 20:36

281

5 Современная Осетия от первого лица

С Азаматом Габуевым я уже была знакома по одному из рассказов, входящих в сей сборник - "Аделина" была прочитана в начале 2020-го года. Тогда я для себя сразу отметила стиль автора, который пишет от первого лица и пишет так, будто реально читаешь мысли персонажа. Для каждого он подбирает свой язык, свою манеру речи, которая помогала бы охарактеризовать героя произведения. Ведь наша речь очень много о нас говорит. Азамат Габуев сначала придумывает персонаж, потом подбирает для него "личность" и, главное, манеру речи. Он пробует на черновиках различные варианты, пока не находит идеальный для своего нового героя. В этом сборнике три произведения, и этот авторский приём пишущего от первого лица здесь отлично продемонстрирован. И очень удачно.

Три произведения объединены общей темой - настоящее и будущее Осетии, столкновение консерватизма и новаторства, традиционных взглядов и прогрессивных. Это основное. И на этом фоне уже другое - молодежь и её выбор. То, какая она в современной Осетии. И здесь рисуются не самые приятные картины. Читаешь и понимаешь, за что писателю прилетало от читателей из Осетии, почему писали, что он позорит свою родину. За то, что пишет как есть. За то, что переносит в свои книги те типажи, которые реально существуют, ходят по улицам и на самом деле действуют и мыслят в том ключе, в котором живут на страницах произведений. Очень реалистичные они получаются. Очень знакомые. И наверняка кто-то мог узнать в Зарине, Майе, Ревазе или Аделине себя. А в зеркало смотреть не всегда приятно. Наверняка были и такие, которых задевало, что не те образы созданы, не так рассказывается про традиции. Вспоминается цитата-мем из "Крестного отца" - "но делаешь это без уважения". Да и где примеры для подражания? Нет их. Безобразие.

Открывает сборник "Холодный день на солнце" - повесть, где повествование ведется от лица двух девушек. Сначала нам рассказывает свою историю Зарина, девушка современная, не понимающая многих оков традиций, не принимающая тот путь, что начертан каждой осетинской женщине - замуж, дети и семья. И чем раньше, тем лучше. Значит сразу пристроена. Значит жизнь удалась. Зарина свободолюбива. Она не видит свое счастье в замужестве и материнстве. Она отвергает предложение очень даже неплохого парня, с которым у неё была связь, потому что не любит и понимает, что никакого счастья не будет. При этом у неё есть проблема с самореализацией - она не знает, куда себя применить. Но пробует. Зарина и её окружение принадлежат к местному андеграунду. Они - другие. Они - те, на кого показывают пальцем, кого осуждают. Поэтому они уезжают. В Москву, в Питер, в Испанию - кто куда, лишь бы вырваться из болота. Вот и Зарина уезжала, но вернулась. Что она нашла? Легко догадаться. Клеймо шлюхи от "правильных" девушек, презрение от "правильных" мужчин и постоянное давление со стороны "правильных" представителей общества.
Во второй части слово берёт Майя, девушка воспитанная, придерживающаяся традиционных взглядов, красавица и девственница, которая боится двух вещей - упустить хорошего жениха, которого она по совету подруги маринует за его якобы пренебрежение её персоной, и допустить, что отношения брата-близнеца Алана с Зариной могут перерасти во что-то большее, не дай-то Бог в брак, это же позор на весь род. И здесь отличная игра на контрасте, так как Майя - полная противоположность Зарине. Они здесь как два полюса. Причем, непримиримых. Они никогда не поймут друг друга. Одна всегда останется на вершине своих моральных устоев и будет делать всё правильно, не взирая на свои чувства, на то, принесёт ли это ей счастье, и даже сомнения, что посетили девушку в конце повести, не остановят её. Так и хочется задать вопрос, цитируя Вайолет Кроули из «Аббатства Даунтон»: "Вы там не мерзнете на вершинах своих моральных устоев?". Другая же навсегда останется гонимой, непонятой, не принятой на своей родине. Майя и Зарина - как отображение той непримиримой борьбы между консервативным большинством и меньшинством андеграунда.
Может показаться, что позиция автора тут сразу ясна. Но я бы не стала делать столь категоричный вывод. Габуев показывает не только закостенелость, но и другую сторону. Например, родители Зарины и Алан - люди другой формации. Они тоже за традиции, за семью, но они более свободны во взглядах. Они допускают существование таких, как подруги Зарины, и не отказывают в праве на выбор. В том числе и осетинским девушкам. Не всё плохо в традициях. Не всё хорошо в новых веяниях и полной свободе, ведь иногда её понимают, как вседозволенность, и черту эту перейти очень легко.

"Реваз". Страшный рассказ на самом деле. В нём создан портрет молодого функционера, которого папочка, или "пахан", как его благодарный сыночек называет, пристроил на работу в министерство, Ревазик занимается проблемами молодежи. Типаж этот создан Габуевым изумительно. Это тот тип, что родился с золотой ложкой во рту, чью жизнь чётко контролируют респектабельные родителя. Поэтому всё будет респектабельно. И заботиться нужно о респектабельности, в первую очередь о ней. Друзья в соцсетях только с правильными фамилиями. Вещи должны быть статусными. Девушка обязательно из хорошей семьи, высоких моральных устоев и девственница. Друзья в жизни только из нужного круга, такие как Георг и Чера, с которыми Реваз подружился уже после института и стал заявлять, что у них столько общего, и удивляться, что раньше этого не замечал. Как так? Как, как... Да всё просто, Ревазик, в институте они были никем, один не работал в аппарате правительства, а второй - в республиканской прокуратуре.
Что ещё... Ах да, собственные "моральные устои", которых на самом деле нет. Оральный секс? Да вы чо! Как потом оскверненным ртом "произносить молитву над тремя пирогами"? Жена - это жена. Это как постамент, который должен тоже быть респектабельным во всём. Семья - тоже одно из главных достижений. Должно быть, чтобы все видели, что всё как? Правильно, респектабельно. И это не мешает унижать бикс, девушек не респектабельных, которых можно клеить и позволять себе с ними любые вольности, бить проституток, так как это не женщины, а вещь для удовлетворения особых потребностей, презирать обычных людей, называя их человеческим мусором.
В процессе рассказа Габуев приводит выдержки из интервью с Ревазом, которое было напечатано в республиканской газете под названием "Наше будущее в руках таких, как он". Увы, сарказм как в названии, так и в самой статье уловила только сестра Кристина, девушка, что интересуется не парнями, их тачками, шмотками и пусканием пыли в глаза насчет "какая я крутая, но очень правильная", а фильмами Пазолини, хорошей музыкой и происходящем в мире вообще. Не модными тенденциями, а реально актуальным, тем, что помогает ей развиваться, как личности. За что ей в итоге и достаётся от узколобого и ограниченного брата. В том интервью показано, насколько Реваз функция. У него нет своего мнения, он говорит лозунгами и формальными фразами, вычитанными из программ, что спустили сверху. Он ничего из себя не представляет, всё только внешнее, только бы "пахан" жил подольше, чтобы пропихивать его дальше и указывать, что нужно сделать и где что сказать. Кто-то решил, что может отказаться от намеченного для него плана жизни, понял, что это не его? "Да кто дал тебе право решать, что твоё, а что не твоё?". Действительно. Страшно, что наше будущее в руках таких, как он. А других туда не пускают. С "ревазиками" будущее - это прошлое. Можно прям анкетой:
мышление - сплошные стереотипы;
гибкость - отсутствует;
умение посмотреть вглубь - отсутствует;
собственное мнение - отсутствует, точнее "как у всех";
моральные устои - только видимость, на самом деле отсутствуют.
Чиновник, отвечающий за молодёжь и её культуру, мало того, что с этой самой культурой не знаком, так он её ещё и отрицает молодёжную культуру, заталкивая всех в "старое, проверенное, доброе".

"Аделина" - здесь уже женский типаж "ревазиков". С той разницей, что карьера в другом. Отучишься и тебя куда-нибудь пристроят, но главное мужа найти. И чтоб с тачкой. И чтоб был достоин такой правильной и обворожительно красивой девушки, как Аделина, которую на самом деле зовут Залина, но для звучности и загадочности при регистрации на сайте знакомств она меняет имя на более красивое и привлекательное. Тоже узколоба и абсолютно не образована. Глупа, но амбиций - даже не море, а океан. Самомнение просто не измерить. И подружки такие же. Этот рассказ я уже читала, о чем писала в начале, и впечатления от него не изменились. Типаж тупой курицы, считающей себя королевной. "Не такой". "Не дешевки". Это "девушка-мечта", презирающая любого, кто не соответствует каким-то выдуманным критериям и статусам. Её мерила - брендовая одежда, наличие тачки, деньги, привлекательная внешность и хорошая должность. Собственно словами самой Аделины: "Эта женщина мне сразу понравилась. На ней было много золота и какая-то женская мудрость на лице." Тут хочется отдельно выделить тот самый авторский приём подбора манеры речи для персонажа. в "Аделине" это настолько в точку, что просто восторгаешься!

Напоследок цитата, которая прекрасно характеризует Ревазика, Аделиночу и их друзьяшек/подруженек:



– Ну, ну, о чем они говорят?
– Ну, когда я проходила мимо них первый раз, они говорили за какого-то Леопольда Мазоха и его это самое.
– Что, это самое?
Эля придвинулась к нам и сказала почти шепотом:
– Член.
– Как?! Ты уверенна, что именно это они и обсуждали?
– Да, я сама слышала, как девушка сказала, – она снова сделала голос тихим: «За хер Мазоха можно уважать…».

У всех произведений нет жирной точки в конце, потому что каждое из них - эпизод из жизни героев. Да тут и не нужно дописывать, так как из того, что показал автор, вполне понятно, что ждёт этих персонажей впереди. Майя выйдет замуж за Сармата и проживёт несчастливую, но зато правильную жизнь осетинской жены. Реваз пройдёт в депутаты, там как раз такие и нужны, не обремененные моральными принципами, те, что думать не будут и воду мутить, а станут бездумно продвигать "нужную линию партии". Аделина найдёт своего парня с должностью и крутой тачкой и будет дальше изображать элиту, но уже не в амплуа модной красавицы, а в роли жены респектабельного человека. Вопрос только в будущем Зарины, в её отношении можно сказать только одно - на родину она уже вряд ли вернется.

Книга о молодежи Осетии, о её проблемах, но на самом деле перенеситесь в любую глубинку России, да даже и не глубинку, и вы увидите то же самое. Самое страшное - это искусственность жизни. Люди живут с постоянной оглядкой на то, что скажут окружающие. Они говорят то, что нужно, то, что правильно сейчас. Они строят свою жизнь по лекалу "как у людей", чтобы всё было "правильно". А что "правильно"? Почему именно так правильно? Ведь нет рецепта счастливой жизни, что подошёл бы всем. Но это неважно. Для большинства он есть. И это их рецепт. Несмотря на то, что у них всё совсем не так гладко, как показывается почтеннейшей публике. Главное - красивая картинка. Респектабельность. Ведь, снова обращусь к метким высказываниям Вайолет Кроули, "Правда никого не интересует. Важно, как все выглядит со стороны". Увы и ах. Увы и ах...

А это доп для ДП, поэтому под спойлер.

спойлер

Коты и Габуев:

картинка Rosio
картинка Rosio
Серый - старший кот Филимон.
Черный - младший кот Федот.

свернуть

Прочитано в рамках игры "ДП-2022", команда "Как два пальца": rootrude , Dragnir , Rama_s_Toporom и я.

Комментарии


Аа) старые знакомые проказники!


Ага.)) Старший никак не хотел фоткаться.)


В этот раз смирные)


Поевши они.))


Снизошла благодать :)


Красавцы)) у серого такой взгляд))
За хер... чето ржу)))
А вообще, интересно расписала.
И как же ты права, про то, что и у нас, до сих пор живут с оглядкой на общество...


Потому что серый - старший и самый серьëзный кот на свете!) Уже 15 годиков будет)
Там весь рассказ цитировать можно.)) но с за хером - это просто бомба)))
Увы, это не искоренить. Главное, чтобы чего не того не подумали.


Красавец! Чувствуется, что самый-самый!)

Верю))
Да уж, главное... будто от того, что другие подумают, что-то меняется... всегда найдутся те, кто подумают плохо, даже если с нимбом тем, от рождения...


Вот-вот. Не к чему придраться? Придумают. Надумают. Разнесут по всём. А потом смаковать будут. Так не лучше ли изначально быть собой?


И точно, будут смаковать...

Незрелость внутренняя... наверное в этом причина.
Еще и нелюбовь к себе.


Мне кажется, что тут уже где-то на подкорку забит страх перед "а что люди скажут". Самое забавное, что ладно б что-то постыдное делалось... Ой, тема вечная это)


Вечная, ты права))
А люди могут и не сказать ничего... а ты так старался)))


А вот тут прям обидна!))))


Уж такая БЯда!)))


Рецензию прочитала только сегодня (вчера котиков смотрела). Похоже, сильная книга, наверное, я себе добавлю в лист, а там посмотрим.

А «молитва над тремя пирогами» - это что-то из семейных традиций, или отсылка куда-то?


Книга реально хорошая. И она интернациональная, хоть и написана о молодых осетинах. Эти персонажи легко узнаются в любой точке мира.
Это осетинский обряд, проводимый по большим национальным праздникам, на стол подаются три пирога и произносится молитва. Сакральное такое действо. Очень значимое.


Как интересно. Спасибо, Наташа.


Кааааааты!!!! Красоты необыкновенной!)))


такие вот зверюги имеются.))


Передай им от меня виртуальные поглаживания!)))


Передаю))


Когда добираешься до спойлера, уже не хочется говорить о книге, а только о красавцах)))


Ну вот, этот доп всё обсуждение накрыл медным тазом!)))


абсолютно))))


Стопудово) какое обсуждение, если тут такая милота)


Чёртовы котики...)))


Кооооты мррррр !!!
Боже, красавцы!

А по тексту рецки - мне оч страшно :((( кажется, что все эти ревазики у нас тоже в огромном количестве ( или мне февраль так глаза открыл.


Котам комплимент передала.))
Про ревазика особенно страшно. Курицы-то курицами, всегда были и будут, а вот ревазики действительно сидят на местах и занимают высокие должности. Это самый страшный рассказ у Габуева здесь.