25 июля 2022 г. 13:47

337

3

"Безбожный переулок" - второй роман Марины Степновой, прочитанный мною. И впечатления очень противоречивые. У этой писательницы многообещающий стиль и слог. Начинаешь читать и думаешь: "Отлично! Ну вот сейчас я полакомлюсь" Что-то похожее было с "Видами на гору Фудзи" у Пелевина. Первоначальный посыл не оправдывает результата. Или я очень требовательна?
Чего я не поняла, так это того, зачем в любовном романе столько неоправданного интертекста. Зачем через абзац не светится, а нелепо торчит, словно извиняясь, Набоков, смущённо отводит взгляд Пушкин: "Извините, я не виноват... Она сама...". Роман нашпигован Булгаковым, словно рождественский гусь яблоками. Здесь тебе гремучая смесь из Мандельштама, Пелевина, Горького, Курсанова... И уж если назван герой Иваном Сергеевичем Огарёвым, должно же это как-то вязаться с сюжетом, стилем, композицией? Что, правда? Просто Иван Сергеевич? Почему не Федор Михайлович, черт возьми? Ну в общем, проигрывает роман от этих непрошеных отсылок. Очень.
На 256 странице меня осенило: Огарёв - это такая мужская версия булгаковской Маргариты! Стремящаяся от прошлого, липкого, нормального мужа к свободе от повседневности женщина. Простите, мужчина.
...
Из того, что порадовало - тема взросления, становления человека. Тема отцов и детей раскрыта интересно. Писательнице удалось показать несколько типов семей, несколько типов почвы для зарождения жизни. Аня-Антошка - "классическое дитя любви не любящих друг друга родителей", "они почти разорвали ее пополам этой своей любовью". А получилось из этого, что "фактически она была единственным в семье по-настоящему взрослым человеком". На мой взгляд, самый сильный эпизод в романе - это ребенок, над которым стоит огромный красный мужик с топором. Пятилетняя девочка берет его за руку и он затихает. А она навсегда обретает дар видеть и слышать то, что недоступно другим - человеческое безумие. Это ребенок, который делает то, чего не должен. Вообще, Аня, мне кажется, самый глубокий персонаж этого романа.
Другое взросление у Огарева. Здесь совсем иная история. Нелюбимый ребенок не любящих друг друга родителей. Ненавидит до хруста кулаков отца, жалеет прозрачную, безропотную мать. История его взросления написана тоже очень хорошо. Вообще, Марине Степновой неплохо удаются эти истории становления, и здесь, и в "Женщинах Лазаря". У нее хорошо получается объяснить, почему герой такой.  И именно через детство.
И даже Маля - наименее прорисованный персонаж (будто иллюстрация к песне "Машины времени" "Он был старше её") оказалась не совсем раскрытой за счёт того, что недорассказана история ее взросления.
Ну и оставлю здесь приглянувшиеся мне мысли в виде цитат.
"Страшно подумать, какую вину волокут на себе дети, добровольно, молча, ни слова никому не говоря".
"Быть хорошим его научили быстро, но вот что с этим делать - никто не знал".
"Книги - это переплетённые люди".
"Нет ничего человеческого во власти, которая основана на безнаказанности одних и обречённом ужасе других".

И кстати, я нашла для себя образ пошлости - это хрустальная посуда.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!