Больше рецензий
9 июля 2022 г. 11:36
889
3.5 «Хочешь выжить — не оскорбляй богов ни делом, ни мыслью». (с)
РецензияКнига 3 — «Les ombres célestes» — рецензия
⠀⠀⠀Еще давно видела этот цикл, когда еще не было перевода с французского языка. Уже тогда хотелось взяться за первую книгу, так как ее аннотация привлекла внимание. Выглядит как антиутопия фэнтезийного мира — интересно и привлекательно. А некоторые черты напоминают «полицию мыслей» и «мыслепреступление» Дж. Оруэлла из «1984». Особенно привлекают иллюстрации (обложка), которые авторка делала сама. В общих чертах первая книга цикла «Туманы пепельной луны» смогла зацепить: занимательная задумка, нескучное наполнение сюжета и мира, персонажи с загадкой. Но все же тривиальности не занимать, но, видимо, сегодня сложно удивить оригинальными тропами и приемами в художественных произведениях YA/NA жанра. Но обо всем по порядку.
⠀⠀⠀В королевстве Пепельной Луны правят боги, беспощадные и опасные, а бог-император Орион тщательно следит за мыслями подданных — Чистых и Залатанных, чтобы выявить мятежников и предателей. И каждое воскресенье Палач Тень выдвигается на охоту за теми, кто представляет опасность. Никто не сможет доказать обратное, если кто-то оказался в воскресном списке. Семнадцатилетняя Сефиза пострадала от рук богов, оставшись одна в жестоком мире. Она так сильно хочет отомстить за лишение семьи и потерю самой себя. Пока Сефиза строит планы по изменению положения, она оказывается на сцене, где коварная судьба управляет ею. Ей предстоит встретиться лицом к лицу со своими страхами и безжалостными богами, которые отняли у нее все. Но какая правда скрывается за стена Собора королевства Пепельной Луны?
«Пришло время принять свое предназначение, Сефиза. Час пробил, свет должен выступить против тьмы. У тебя нет выбора, от судьбы не уйти».
⠀⠀⠀Фэнтезийный мир, построенный на антиутопии, полиции мыслей, божественной силе и магических способностях (назовем это так), выделяется на фоне всего. У книги действительно интересное наполнение: религия, мироустройство (пусть и в зачаточном состоянии), способности, история. Это не сравнится с миром «Золотой пленницы» Рейвен Кеннеди, у которой даже к третьей книге нет никакого развития и раскрытия окружающего мира. Тут же с первых страниц авторка показывает, каким удивительным и пугающим может быть мир. Чем-то напомнило цикл «Лунных хроник» Мариссы Мейер (особенно «Золушку», первую книгу). По атмосфере возникла ассоциация с «Темными дарами» Вик Джеймс. По развитию конфликта между персонажами, да и в принципе общему наполнению — «Шоу безликих» Хейли Баркер. К примеру, противоборство Чистых и Отбросов в «Шоу безликих» напоминает скрытое противоборство Богов и Чистых (или Залатанных) в «Саду сломленных душ». Только, к счастью, не слишком шаблонные персонажи получились у Жоржии Кальдеры, хотя есть свои минусы. И не радует то, что опять сюжет закручивается вокруг игр судьбы. Опять избранная, серьезно? Хоть и не настолько в лоб как у Алины в книге «Тень и кость» Ли Бардуго, но раздражает не меньше.
«Орион, всеведущий бог-император, способный улавливать эмоции всех до последнего своих подданных, карал лишь за гнев и негодование, ибо они лежат в основе всех преступлений, а также наказывал за любое инакомыслие. Поступая так, он давал людям возможность жить спокойно, не боясь одного из тех кровавых восстаний, что бушевали в древности – в далекие-далекие времена – и препятствовали установлению Империи».
⠀⠀⠀Повествование поделено между несколькими персонажами: Сефиза, Верлен, Лориан и Прозерпина. Но большая часть повествования все же посвящена именно Сезифе и Верлену. Нет разрыва между таким персонажей — все гармонично и логично. При этом другие линии добавляют иной взгляд на события (особенно Прозерпина). Сюжет развивается достаточно стремительно и динамично, и без драмы не обошлось. Много жутких моментов (например, эпизод с детьми), которые действительно пугают и пробирают до костей. Атмосфера у книги есть, что не может не радовать (мрачная, немного депрессивная, но где-то вдали всегда есть надежда). Концовка получилось болезненной, и даже интересно понять, что имел в виду один из героев. Интрига держится до последнего, и поэтому хочется продолжить чтение. Множество вопросов после концовки, и надеюсь, что на многие из них мы получим ответы в следующих книгах. Но авторке не удалось избежать предсказуемости: она появились из-за того, что были довольно шаблонные тропы и явные подсказки в тексте (намеренные или нет, но играло не в пользу авторки).
«Думаю, человечество долгое время единолично правило миром, и в итоге это его погубило. В конце концов боги спустились с небес и остались на земле, чтобы исправить причиненный ущерб, устранить вызванный людьми хаос и вернуть порядок».
⠀⠀⠀Персонажи получились 50/50: с одной стороны, интересные задатки, а значит возможно развитие, но, с другой стороны, многие поступки казались шаблонными (отсюда и предсказуемость). Сефиза, семнадцатилетняя девушка, сталкивается с ужасами господствующей системы, которая не потерпит инакомыслящих. Ей удалось избежать смерти, но наказание настигло. Теперь она Залатанная, что, естественно, является ее клеймом. Ей смелости не занимать; она стойкая и упорная, но она, как и обычный человек, ощущает страх, который способен ее привести к неожиданным последствиям. Напомнило «Меня зовут Лис» Ли Виксен с главной героиней Лис, которая тоже безрассудно себя вела. Вот примерно похожие друг на друга героини, потерявшие все, но стремящиеся бороться со злом, которое в разы сильнее их. Ее поведение кажется оправданным логикой сюжета и событий. Но вот так сказать про Верлена сложно. Он постоянно говорит, что ненавидит людей («Я ненавидел людей — это неоспоримый факт»), но тогда что за поведение по отношению к Сезифе? Да, его интересует их непонятная связь, но поступки выглядят настолько притянутым за уши, что сложно объяснить хоть какой-то логикой. Человек (извините, не совсем человек), хоть как-то верящий в систему (а авторка ведет к этому), не сможет так просто выбраться из нее. Авторка показывает, что бывает с предателями, что бывает с мятежниками и так далее по списку наказаний. Хоть у него зарождаются сомнения, это не выбивается из системы (отклонения всегда возможны). Его поведение на улицах во время рейда, с Гефестом, в спальне и Соборе — все это не подчиняется логике. Есть опасность, но на опасность он закрывает глаза. Первый день на посту? Нет, уже несколько лет. Получается своеобразная сюжетная условность. Зато у него увлекательная история прошлого и настоящего, ведь он тоже отличается от всех, как и Сезифа. Вот за этим интересно следить, но приходится закрывать глаза на отсутствие логики, которое, к сожалению, продолжится.
«Миновавшие годы совершенно не изгладили чудовищный страх, который внушало мне это существо. И все же я дала себе это безумное обещание, поклялась уничтожить того, кто все у меня отнял, отомстить за свою семью, за своих родных и за меня саму – ведь я лишилась части себя».
⠀⠀⠀Другие персонажи способны удивить. Приятно, когда второстепенные (даже фоновые) персонажи получают свое развитие, а также дополняют сюжет интересными моментами и загадками. Например, Гефест. Казалось бы, типичный опасный персонаж, который будет вставлять палки в колеса, но нет. Получилось намного запутаннее. Или же Прозерпина. Наверное, одна из самых главных загадок первой книги (и, возможно, всего цикла), которая представляет наибольший интерес. Кто она? Почему она это делает? Как она там оказалось? Все это так интригует. То же самое можно сказать и про таинственную женщину, которая следует за главной героиней. Лориан, хоть и фигурирует как отдельная сюжетная линия, пока представляет взгляд со стороны, чем отдельного персонажа. Нравится, что загадки есть не только в самом сюжете, но и в персонажах.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): задумка и наполнение мира; загадки не только в сюжете, но и в персонажах (особенно у Прозерпины и таинственной женщины); динамичность и насыщенность сюжета, но и про драму не стоит забывать; атмосфера книги и интрига; концовка.
⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы):главные герои (Сезифа и Верлен), которые и раскрываются, и развиваются, но периодически возникают вопросы, а Сезифа кажется пока типичной (нет какой-то изюминки); игры с судьбой (практически новая избранная).
⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): поведение Верлена (пока это только минус, авторка не сумела убедить, что его поведение хоть чем-то оправданно, у него не было какого-то триггерного события, как это было у Сезифы, когда она поменяла свои взгляды; встреча вряд ли так сильно что-то изменила, либо мне просто не хватило этого); предсказуемость из-за типичных троп и приемов в тексте.
⠀⠀⠀Я получила наслаждение от чтения этой книги, но я бы была не я, если бы не замечала какие-то шероховатости и минусы. У книги есть все задатки, да еще и атмосфера с интригой. А еще развивается окружающий мир, что не может ни радовать. Но все же логика персонажей оставляет желать лучшего, а предсказуемость не смогли перебить драматичность событий. И отдельное спасибо авторке за то, что в списке песен, который она предлагает, представлены песни группы White Temptation. Мне действительно хочется продолжить читать этот цикл Жоржии Кольдеры, чтобы понять, что же будет дальше с героями и миром, который привлекает внимание. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да, так как увлекательный мир королевства Пепельной Луны приглашает в жестокий мир, где мысли наказываются, а мятежники приговариваются к смерти, и все же он так очаровывает, что хочется еще ближе с ним познакомиться.