Больше рецензий

5 июля 2022 г. 19:56

373

5

Другой. Чужой. Враг.

Гербы и флаги с изображением скорпионов, экзотические тюрбаны и колпаки, крючковатые носы, рыжие волосы, багрово-красные, черные или даже синие лица, неестественно вывернутые позы, непристойные жесты и злобно-агрессивные гримасы.

В Средние века европейские художники использовали великое множество приемов и знаков, призванных отделить христиан от иноверцев, праведников от грешников, своих от чужих. С их помощью маркировали иудеев, язычников, мусульман, еретиков, реже - преступников, прокаженных, проституток и других чужаков или маргиналов, которых считали нечистыми и опасными. Некоторые из этих знаков использовались не только на изображениях, но и в реальном мире - на улицах средневековых городов.

Всех их соотносили с «отцом лжи» — дьяволом, а также друг с другом, словно они были частью глобального сговора против христианского социума. Язычников-римлян порой представляли в иудейских шапках и с псевдоеврейскими надписями на одеждах, иудеев — в мусульманских чалмах, а мусульман обвиняли в том, что они поклоняются идолам и взывают к древнеримским богам.

В новой книге медиевист Михаил Майзульс показывает, как с XII по XVI в. конструировался образ врага, как в пространстве изображений и на улицах городов работали механизмы стигматизации и как приемы, возникшие в Средние века, перешли в памфлеты, плакаты и карикатуру Нового времени.

Первая часть книги посвящена материальным знакам инаковости: шапки, кресты, бумажные митры, гербы и другие символы.

Вторая часть книги рассказывает о том как в средневековой иконографии представляли тела иноверцев.

Книга подана максимально доступно и наглядно! Это касается и изображений и текста. Все очень емко и лаконично! Если первое время я сомневалась и не знала как «подступиться» к книге, то начав, уже не смогла остановиться. Очень интересно! И легко переносится на другие эпохи и сферы жизни.