Больше рецензий

sovin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2013 г. 19:41

150

3

Музыка – это энергия. Сила, плетущая паутину, что обволакивает человеческую душу. Сила, спасающая человека от самого себя.

Я несколько промахнулась, взявшись читать эту книгу в рамках игры «Школьная вселенная». Книга далеко не детская. Единственным связующим звеном остается тема музыки великого композитора Людвига ван Бетховена. Вот несколько впечатлений.
Перед нами книга - образцовый показатель классического графоманства. Чтобы убедиться в этом, я сначала решила выяснить для себя, что собой представляет личность Лесли Кентон в области литературы. Оказалось, это автор единичного художественного произведения. В основном она пишет книги по диетологии, очищению организма и омоложению. Возможно, новейшие формулы молодости и красоты - это её конёк. Только не беллетристика! Лесли Кентон не стоит творить в данном направлении.

Бетховен, мистика, наши дни. Итак, особого наслаждения от чтения я не получила, зато попыталась разобраться в общих коллизиях всей этой многослойной стряпни. Один из героев, американский журналист Майкл, вляпывается не по своей вине в довольно странную историю. Ему в руки попадает некая рукопись 19 века о давно умершем композиторе. С этого момента он будто проваливается в Зазеркалье. Бетховен всецело засасывает его душу. Реалии повседневности уходят на последний план, мир переворачивается, оскаливается и становится довольно опасным. Рушится личная жизнь, сам он глубже и глубже погружается в неведомый мир, хаос, бессмыслицу. Майкл пытается разобраться во всей этой бетховенской чертовщине с диким желанием докопаться до сути – кем был реальный Людвиг.

Бетховен, музыка, Вена, декабрь 1826 год. Мы застаём композитора практически на смертном ложе. Больная печень, тяжелая форма водянки и глухота причиняют ему невыносимые страдания. В остальном биографические заметки о жизни Бетховена крепко оплетены фантазией автора. Чтобы его мистический образ выглядел наиболее убедительным, автор говорит о принадлежности Людвига религиозно-политического общества иллюминатов. Своей тайной миссией они провозгласили возвращение людям свободы и равенства, которые были утрачены после грехопадения. На самом деле ни Бетховен, и никто из его окружения не имел к иллюминатам никакого отношения. Также одной из аллюзий служит древний миф о Прометее – это история практически самого Людвига. Страданием Прометея не было конца, при этом он был обречен на бессмертие. И что в физической оболочке Людвига обитало одновременно несколько личностей.

«Мы – Людвиг и я – вновь соскользнули в ту чёрную воронку между мирами, где нет ни времени, ни звуков, где тишина оглушает»

Реальные лица тоже присутствуют в романе. Это доктор Андреас Ваврух, лечивший композитора в последние месяцы его жизни. Друг детства, доктор Герхард Вегелер, на пять лет был старше Людвига. Скульптор Бурдель и его теории о «четвёртом» и «пятом» измерении. Антон Шиндлер, около десяти лет бескорыстно выполнял обязанности секретаря при Бетховене, а учитывая тяжелый характер Людвига, это было непросто. Шиндлер выступает в образе некоего вампира, который уничтожает все документы о великом композиторе и подначивает прислугу на преступления. Тем не менее, его поведение проясняется в эпилоге, и становится понятно, почему он себя так ведёт.

«О том, что творится в душе Бетховена, об эмоциях, приведших мастера к болезни, говорить сложно. Его внутренний мир был соткан из противоречий.»


Разреженная энергия. Люди в чёрном. Абсолютно всех героев объединяет появление черного человека, порой, двух или трёх. Они мерещатся в самых неожиданных местах и не сулят ничего хорошего. Это дьявольские силы параллельного мира. Они представляют собой грядущее зло, безликую вселенскую несправедливость, от которой не будет спасения.
Бесконечное множество миров. Иллюминаты. Истинными лидерами могут стать только просвещённые, иллюминированные люди, мудрые и проницательные, которые обладают даром видения нового мира. Это избранные, просветленные, тайные правители мира. Но свой свет они скрывают от простых людей, ибо те не способны понять его. Объединены идей братства, но правят миром из-за кулис. В Баварии в XVIII веке действительно существовало тайное общество иллюминатов ("озарённых").
Космические пришельцы и НЛО. Эта часть повествования меня окончательно добила. Разгадан феномен «людей в черном». Это агенты-террористы межгалактической тайной полиции! Их родина за пределами трёхмерного пространства. Являются в определенное время и в конкретных местах. Это не люди, это копии людей, действуют по приказу внеземных повелителей. Одеты в чёрное, либо измяты донельзя, либо безупречно отутюжены. Маскируются под представителей властных структур. Задача – преследовать и изводить людей, лгать, запугивать и угрожать, любят повторять фразу: «Мы еще встретимся». Их поведение часто выглядит бессмысленным, могут надоедать людям круглосуточными звонками, порой не могут проникнуть в помещение, если закрыта хотя бы одна дверь.
Ещё в чудовищную модель мира вписываются наши собратья по галактике – маркабиане. Они питаются золотом и бриллиантами, разрабатывают компьютерные программы, чтобы управлять человечеством. Явились на Землю, чтобы расширить пределы своей власти и пополнить золотые запасы. Тоже способны принимать человеческий облик, внедряются в тела ключевых фигур в мире промышленности, финансов и политики. Их цель всегда оправдывает средства.
Есть и раса инопланетян, пришельцы из иной галактики «серые» (Grey aliens). Их экипажи частенько убивают животных, но все ведущие пресс-службы, правительственные средства получили строжайший приказ не упоминать об НЛО.

При умелом использовании музыка может стать мостом между зримыми и незримыми мирами. Сама по себе она нейтральна, но можно заставить служить её каким угодно целям.

P.S. Последний шанс Майкла собрать воедино все части головоломки – рукописи «виновницы всех его приключений» Миры-бахин, фуги Людвига, навязчивые идеи его врачей, тайные общества, людей в чёрном и его собственные странные выходки предоставляется на последних станицах романа. И развязка всё же удалась.
К сожалению, в этом «воображариуме Лесли Кентона» до потолка нагромождено всё, что только подвернулось под её горячую руку: и НЛО, и дьявольщина, греческие и библейские образы, коррупция власти в правительстве США, незаконные операции ЦРУ, международная банковская система. Все эти структуры объединились с целью порабощения мира. Такая тема уже ни раз затрагивалась многими учёными, философами и писателями. Если вынести вышеизложенные идеи за рамки художественного произведения, читать их очень интересно, но они уже развивались во многих трудах. В этом огромном чане «кипящего множества» они просто не смотрятся.

Книга прочитана в рамках игры Школьная вселенная