Больше рецензий
4 августа 2013 г. 13:41
962
- идея о культуральной причинности невроза - единого для целого поколения-2. в оппозицию Фрейдовскому генетическому подходу (аля Фромм и Маркузе);
- идея о тревожности как часто неосознаваемой причине поведения, которая маскируется через 4 защиты -, избегание ситуаций, рационализацию, отрицание, наркотики (в т.ч. работа, сон, еда).
- идея о связи враждебности и тревожности. То, что в культуре карается - то и вытесняется. Ранее - сексуальность, сейчас враждебность. в гипотетическом обществе, где нельзя болеть - тревогу будет вызывать возможность заболеть.
- тревожность - это потребность в абсолютной любви, чем в более раннем возрасте этого не хватило, тем кардинальней будет голод и жадность, и вытекающая тревожность. Сам невротик за Хорни холоден - не способен любить. потому и не верит в любовь от других (не понимают).
{не покидает ощущение, что Хорни пишет о ком-то конкретно}
- идея о жадности как выражение тревожности (еда, секс, деньги, книги). недостаток любви.
Глава о связи невротичности и сексуальности. оспаривает тезис фрейда о либидо как побуждающая сила у жадных людей к примеру. Хорни ставит тревожность в первопричину. примеры в доказательство - сексуально физически удовлетворены и невротичные клиенты.
- повышенная потребность в любви - признак повышенной тревожности. так как эмоц. связи с людьми строятся сложно - то сексуальность становиться способом связи, иногда единственной.
- интересно о бисексуальности - у невротической личности бисексуализм проистекает не из природных факторов. а из использования сексуальности как функции власти над человеком, в таком случае пол не важен. Влюбленность в аналитика - свидетельство большой тревожности. Ошибка - принимать это за пример темперамента или как скрытый гомосексуализм.
- хорни пишет: важно, что фрейд акцентировал на важности сексуальной потребности, что было невозможно в викторианскую эпоху. но, за хорни - намного больше в выражении сексуальности других причин, а именно патологичных (невротичных)
глава о стремлении к власти и обладанию - другая форма выражение тревожности. Нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое - из слабости и неуверенности. Потребность любви фрустрирована - причина.
- стремление контроля над собой и другими. все эти желания могут быть неосознанными. враждебность облекается в социально приемлимые формы. как правило таких называют нарцисстическими личностями.
- интересно, что это стремление к власти может скрываться за излишней вежливостью и тактичностью, неспособностью на резкое решение. за восхищением. скрытая враждебность выражается в ущемлении интересов других - через забывчивость, опоздания. может находить выход в сны.
- первый посыл на культурное влияние в 11 главе - соревновательность в экономике перешла на психологические черты. Интересно о том, что само дело честолюбивого невротика не интересует - он ищет победу во всем. таким образом растрачивает энергию и даже, бывает, редкие таланты на то, что соревнуется во всем, так и не находя свое дело, в котором силен.
Глава о страхе соперничества. неспособность на риск - чтоб №не высовываться". Отсюда же страх успеха - из-за страха зависти. Хорни 100 лет назад описала его. невротик судит по себе - его враждебность к чужому успеху очень велика, он ожидает и к себе такого. + каждый успех на фоне глобальных планов - проиграешь. самоучижение как меньшее зло скрывает честолюбие.
Критерий невротичности за Хорни - прочное самоуважение (спонтанное), которое выражается в самозащите, умении постоять за себя в споре, готов к критике. депрессии часто начинаются после неспособности постоять за себя.
От себя - что смущает: 1. как то много очень типов в 1 флаконе. В книге хорни нет типологии, все аспекты - истеричные, параноидные, шизоидные характеризируются как то одинаково. из-за этого смешения возникает путаница.
2. есть в психоанализе одно стойкое убеждение, которое не выветривается годами. И оно, скорее всего, подтверждено опытом практики, но все равно вызывает у меня протест. Это Большое Подозрение к клиенту психотерапевта. Он враждебный, скрытный, противиться своему росту, прям мелкий злобный ребенок. Все свое оплаченное время (!) он тратит на войны с терапевтом, отыгрывает старые сценарии. Это целая позиция, которая может и работает. На деле слишком часто вижу плохих терапевтов, которые свое неумение оправдывают защитами клиента. Ну и на отыгрывание можно по разному отреагировать, а можно и спровоцировать. У хорни этого подозрения много.
На этот вопрос в 14 главе отвечает теорией мазохизма. Сама хорни называет это загадкой - выбор невротиком болезни и страдания. Недоверие к страданию - отношение как к игре. Хорни частично отвечает стратегической выгодой - статус жертвы, больного и т.д.Мазохизм - как стремление к забвению и растворению. Не вяжется.
и вот связь с культурой - религия потеряла функцию, которая помогала растворить себя. Культура индивидуалистичная.
И отличие от фрейда в корни мазохизма - не в сексуальных желаниях или инстинкте смерти, а в невротической плате страданием за отказ от своего Я.
И последняя глава - о культуре 20 века. В ее основе - соперничество.Оно переходит и на семейную ситуацию. Враждебность - составляющая соперничества. как следствие - изоляция между людьми. Потребность в любви - естественное лекарство.
Ну и как итог - сама культура сегодня ставит эти нерешенные вопросы выбора между христ. моралью и соперничеством, между бесконечной свободой выбора и ограниченными возможностями, которые умалчиваются. и дело не в биологии, а в социологии.