Больше рецензий

22 июня 2022 г. 17:29

445

4 Переписанная история болезни. Взросление.

Как и всегда о социологий и немного философии, личного. Прочитано дважды.

Небольшой рассказ о том, кем стал Артем после победы над чумой под названием «Черные». Он вышел из-под пера скорее нежданно, стараясь объяснить всю невидаль и простоту идеи всего цикла, но лишь смог запутать, дать неверный свет на строчки и события, а враги стали…. Против кого воевал человек, кого пытался подчинить, так непохожего на него самого. Казалось, что сам разум не способен допустить малейшую толику сапиенса в противнике, но как раз, именно он накинул шору непрозрачности для нового, отсекая человечество от участия и поддержки.

Приближение.

Метро 2033 рассказало-раскрыло занавесу мира будущего, приблизило увеличительным стеклом уже такое близкое, но все же надеюсь альтернативное. Книга про страшное и опасное время и место, где нет места ни человекам, ни их делам. Цивилизация, взращенная интеллектом, от него и погибла, а её осколки – жалкие кучки людишек, пытаются дожить-досуществовать свой пустой век. Но даже здесь, в пустоте и темноте брошенных залов метрополитена начинает возрождаться жизнь, являя Миру своё новое воплощение пещерных костров homo fossio. Объединяясь, создавая с одними союзы, дружа против других, человек не смог изменить своей натуре, даже потеряв все – он пойдет на все ради наживы и расширения жизненного пространства и влияния. Он будет убивать представителей своего рода, уничтожать, жечь, стирать с лица «земли» и из памяти. Все будет по-прежнему.

Читая, я также понял, что столь не рядовое событие, как победа над новой чумой, прошло мимо многих «жителей метро 2033». Далеко не все, живя, нет существуя в своих болотах и берлогах, смогли по важности оценить опасность. Это именно те, кто не зная другой судьбы и жизни, ведомые своими желаниями и потребностями, замкнулись в своем жалком мирке, среди крыс или себе подобных. А другие и вовсе не поверили в серьезность известий с гибнувшей станции. Люди продолжали вариться в своем киселе. Но таков новый мир и условия жизни в нем, стоит ли осуждать за такое человека, который просто хочет жить?

А на поверхности, ветер будет трепать пластиковые пакеты – нетленные испражнения нашей цивилизации. «Лучший памятник нам, ничтожествам».

Зародилась новая эра, философия государственности и права сильного подземного города. Но нет юридического права, не будет и судов, подтверждения никто не потребует – все просто решает сила оружия и его количество.

Целью аффективного состояния людей-человеков, стало нанесение максимального вреда-ущерба окружающей среде и себе подобным. Люди думают лишь об угрозах, исходящих извне, о тех опасностях, которые захватили постъядерный мир. А особенно о мутантах «Черных», о нелюдях, о том, что и сами скоро станут такими, увлекаемые бездонной пучиной-водоворотом неведомой болезни-нуллисомии.

Наступает судный день. Последний день выжившего человечества.

Перед лицом новой и страшной опасности объединяются станции и люди, они видят и понимают новый страх, знают, что это вид «недочеловеков» способен принести смерть всем. Их назвали «Черные». Рожденные атомным смерчем, радиоактивной мутацией и Дикой Охотой, они контролируют Новую Москву, её чудовищных жителей и явления зарождающегося Разума Кремлевских звезд. Они и сами чудовищны, мотивы непонятны, их воля, кажется, отуплена, а целью является Смерть.

Их всех сожгли. Убили-уничтожили. Всех: взрослых, стариков, детей и женщин. Всех «Черных». До последнего.

Сделал Артем.

Спасибо тебе, Артем! Спаситель метро!

Вопросы теребят за хвост уверенную в себе логику:

Но так ли это на самом деле? Как это было для Артема?

И с этого момента, в романе, во всей истории – в настоящей, предыдущей и последующих, проходит Рубикон, после которого уже никто не будет таким, каким он был до этого. Рубеж проведен в памяти главного протагониста, чутко и неустанно охраняемым сознанием от мук и боли совести. Но шаг через черту он все же сделал и будущее с настоящим взорвались огнем невыносимой каторги сделанного. Пришло понимание о прошлом:

В книге «Метро 2033» есть момент, где вскользь упоминается время, когда будучи детьми, выбрались-вырвались на поверхность, чтобы увидеть звезды, тогда уже началась настоящая история Артема. Мне верилось, что именно так и было, что все вернулись с поверхности и все получили ремня. Нет, это оказалось памятью, услужливо подменяющей настоящее выдуманным, оберегая от травмы. В настоящем он остался один, его бросили друзья-заговорщики, испугались ночных тварей и демонов. Артем остался тет-а-тет со страхами, но не своими, а вполне реальными, с клыками, зубами, когтями, в сваленной вонючей шерсти. Был близкий вой и клацанье, была скорая смерть. Но выжил, его спасли.

Я думаю, что не было у него шанса, перспективы самому выжить, спастись. Не раз, не робея стоя лицом к курносой, он не испытывал более ужаса, чем тогда. Сама Марена спустилась за его душой, остудив его тело льдом преисподней.

Именно здесь связываются событийные линии основного «Метро» и личности Артема. Не просто так Глуховский выбрал именно его, ведь только так, можно рассказать такую историю. Артем, ведомый болезнями роста, переживаниями и страхами, борется сначала с собой, потом с миром станций и перегонов, а потом со всей поверхностью. Он тот, кто в своей святой и простой вере дойдет до конца, перешагивая через себя, чтобы в конце пути нажать не на ту кнопку.

Он чувствовал значение и глубину момента, знал, что исходит из непроявленного, непознанного Духа. Начиная с его детства, сидя на его плечах, верша судьбу с ним был Рок. И даже теснина 34 года не смогла утопить в безызвестности «слепых» случаев упоминания Его истории.

А потом Хантер, который пошел один против всех. Он был убийцей всех страхов. Это он сподвиг Артема на всю историю, на трудный и невыполнимый поход. Думали, что он погиб. Но нет, смог выжить. Его спасли. Хантер потом появится во второй книге-истории. И он никому не понравится. Он будет отравлен ядом. Он будет страшным в своей Опоре.

Прошла такая могучая в своем проявлении история подвигов и мужества. Но Артема мучает вопрос о правильности выбора, и первое, что приходит на ум: кто те, кто отвел от него смерть, когда он был ребенком, когда он был на поверхности. Появившиеся голоса, нашептывающие советы и выводы, тянущие на поверхность, к звездам, на морозный воздух. Но поверхность для человека «метро», всегда, или почти всегда, означает смерть, но почему-то не для него. Он в этом уверен, убежден, он это знает. Но не знает откуда.

А еще проявления его почти сверхспособностей, паранормального и чужого. Его способность встречать на пути нужных и «правильных» людей, видеть невидимое, слушать «песни труб», чувствовать аномалии, предвидеть события. Ясное, что у него дар, или… проклятие.

Заключение, или что нами движет.

И вот настало время делать выбор. Взрослый и мужественный, прошедший огонь и воду, Артем, идет по своей родной ВДНХ, среди трупов людей, между связанных по рукам и ногам, тупо мычащих и пускающих слюну мужчин. Они околдованы василиском. Артем ненавидит «Черных» и думает только о мести, только о том, что сожжет эту новую гнусную плесень, раковую опухоль больной земли. Его внутренний взор полнится слезами и кровавой пеленой Злобы. Он готов сапогами давить безобразные головы врагов. И он их раздавит.

Но Артем знает больше, настолько больше, что боится себе признаться. Он просто струсил. Побоялся ответственности за открытые гермоворота, за Ботанический сад, за лицо погибшей прекрасной мамы, за мороженное, и за… отсутствие. Его посчитали умершим, погибшим, пропавшим без вести, и его уже оплакали.

Но он выжил.

Его спасли. Враги.

Одарили сверхъестественным.

Он всех убил. И он трус.

Герой.

Очень рекомендую.