Больше рецензий

18 июня 2022 г. 15:59

94

2 По прочтении сжечь.

Власть по-разному относилась к представителям творческий профессий, преследую одну лишь цель - держать под контролем всё, что могло в той или иной форме разрушить благостные представления о положении в стране. Пред искусством ставилась задача не только обслуживать эстетические вкусы и потребности правящей элиты, но и находить оправдания текущей политике. Для поддержки готовых идти на компромисс власть средств не жалела, творческая же судьба многих независимых представителей искусства и литературы была трагичной. Однако именно в этой удушающей атмосфере тотального контроля над общественной мыслью и художественной жизнью появление самобытных, противоречащих официальной доктрине произведений обретало особое политическое значение.

Каждый автор, так или иначе, пишет о себе, так что этой цитатой бывшего профессионального комсомольца можно было бы и закончить - вполне исчерпывающая и даже в чем в чём-то самокритичная характеристика советского периода. Да вот незадача - подобные пассажи являются отчего-то в книге с Горчаковым, ведь самого светлейшего князя тут, пожалуй, что и нет. Он то появляется на страницах про Пушкина, то исчезает ради объединения Италии, то выражает своё одобрение реформам Александра II, то со скукой листает список своих министерских предшественников.

Ровно такая же претензия высказывается и к другим работам г-на Лопатникова - и про Румянцева, и про Ордина-Нащокина - титульной персоны в самой книге не оказывается. Зато всё остальное - набор несогласованных эссе вокруг эпохи, щедро сдобренных анахронизмами и претенциозными сравнениями эпохи Александра Николаевича с perestroika и либеральными реформами 90-ых. Очень жаль, что личность подобного масштаба используется ради топорной пропаганды проходной, в общем-то, политики.

Клеймя царскую отсталость, автор, как полагается истовому советскому функционеру, преклоняется перед  европейским гением Наполеона. Третьего. На этом тоже можно было бы закончить, но автор с наслаждением смакует как дипломатический волшебник  топит сам себя, сначала подарив casus belli Бисмарку, затем отталкивая единственную державу способную остановить его, а в финале сдает свою армию и страну, получая свою личную Berezina, совсем как у его дражайшего дядюшки.

Лучшее, что есть в этой книге - это список источников и краткие записки Горчакова. А нам остается только ждать достойной работы о последнем канцлере империи. Без гласности, диссидентов, тоталитаризма и прочих хлестких терминов, не имеющих ни малейшего отношения ни к эпохе, ни к личности.