Больше рецензий

3 июня 2022 г. 13:47

102

5

Обманчивая обложка и аннотация подготовили меня к совсем иной истории, чем та, которую получила. Но, пожалуй, даже рада этому «обману».

Если коротко о сюжете: главная героиня теряет близкого человека (друга и возлюбленного в одном лице) и вынуждена взять себе его пса - огромного дога Аполлона. Поможет ли пёс справиться с горем, ведь он сам, пусть и по-собачьи, эмоционально сломлен?

Сразу хочу предупредить всех, кто, как и я, ждал слезливое повествование про «даму с собачкой», переживающую потерю, - не стоит обольщаться. Пёс тут вовсе не главный герой.

А о чем тогда эта книга, раз не о собаке? О старении? одиночестве? о литературе и писательстве? ...о смерти? Автор аккуратно и старательно раскрывает данные темы, но ни одна из них не перетягивает одеяла на себя.

Текст романа представляет собой исповедь от первого лица, дневниковые записи главной героини. Они обрывисты, мысли перескакивают с одной на другую. И напоминают этим беседу со старым другом, когда вы успеваете обсудить все на свете: и книги, и фильмы, и последние новости.

Род деятельности героини - писательство и преподавание на литературных курсах, поэтому здесь много:

- отсылок к разным авторам и произведениям,

- размышлений о месте литературы в современном мире, о призвании и творческом процессе,

- и, конечно же, ярких примеров художественного описания взаимодействия человека и животного.

Аполлон хоть и не является центральным персонажем, но становится движущей силой множества философских размышлений и риторических вопросов. Например, героиня в своё время отказалась от кошек в доме вовсе не из-за нелюбви к ним, а, наоборот, ей было слишком больно переживать их уход из жизни. Эта неизбежная участь прощаться с любимцем сводила ее с ума, привнося в поднимаемую в романе тему смерти новые смыслы.

Не могу емко изложить все свои мысли, ведь «Друг» - это своего рода книга-эмоция, она затрагивает множество внутренних струн, оставляет большое количество вопросов (в том числе о границах реальности и литературы), но вызывает удовлетворение после прочтения. Кто-то назвал ее «психотерапевтическим романом», и я полностью согласна с данным определением.

Немного незначительных деталей:

- в этой книге 12 глав (день моего рождения, отношу это число если не к любимым, то к значимым)

- в 11 главе мы встречаем таксу (появление таксы в любой книге делает это произведение для меня особенным)

- многие мысли автора относительно реакции посторонних во время выгула собаки порадовали (если не рассмешили) и были мне очень близки.

У меня, однозначно, восторг. Но советовать всем эту книгу все же не возьмусь.