Больше рецензий

29 мая 2022 г. 20:52

366

4.5 философские брюзжания с долей иронии и самокопания на фоне Нью-Йорка 70-х

Сол Беллоу у меня стоит в ряду с Филипом Ротом и Полом Остером, этими американскими авторами еврейского происхождения, которые пишут о жизни в США, о жизни в современном мире, который стремительно меняется, пишут иронично, психологически тонко, философски глубоко. Очередной мной прочитанный роман нобелевского и пулитцеровского лауреата Сола Беллоу читался почти как философский тактат, почти как «Диалоги» Платона, но с взглядом на Манхэттан 1970-х годов за окном. И мне очень импонирует этот вечно брюзжащий и недовольный звучащий всё время чтения голос, пытающийся описать действительность и задать окружающим (и в первую очередь себе) те вопросы, на которые нет верного ответа.



«Наш мир страшен, его невозможно терпеть. Так давайте же веселить друг друга, пока мы не умерли!»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Планета мистера Заммлера», в других переводах «Сэммлера» (Mr. Sammler’s Planet, 1970), седьмой роман Беллоу, после которого он напишет «Дар Гумбольдта» и получит две главные литературные премии. Роман о 70-летнем "одноглазом старом дяде, ворчащем на польско-оксфордском английском", об эмигранте, который уже тридцать лет живёт в Нью-Йорке, но продолжает носить в себе травму войны, потерю жены, говорит больше с самим собой, но отличается философским складом ума (мать на 16-летие подарила ему "Мир как воля и представление" Артура Шопенгауэра, видимо, в честь немецкого философа она и назвала сына Артуром).



«Заммлер считал, что желание представлять интерес — одна из причин стремления к безумию. Сумасшествие — это интересно. Это попытка человека освободиться от мощного гнёта организованного контроля. Поиск магических крайностей. Базовая форма религиозной жизни»

Артур Заммлер ездит одним и тем же маршрутом в автобусе до дома, до квартиры, в которой живёт овдовевшая племянница. Он наблюдает за умелым карманным воришкой из раза в раз, пока не обращается в полицию, но полиции его рассказы не интересны. А вот воришка, стильно одетый в пальто из пумы двухметровый афроамериканец в затемнённых очках в золотой оправе от Dior, замечает и выслеживает однажды любопытного старика. Он ни слова ему не говорит. Лишь надвигается своим телом на обескураженного Заммлера в холле его дома и в итоге демонстрирует свой чёрно-лиловый огромный член, вынутый из штанин.

Польский еврей, уроженец Кракова, Артур пережил с женой и дочерью немецкую оккупацию. С женой и многими евремями рыл он абсолютно голый себе траншею, чтобы в неё навечно лечь. Но чудом выжил, выбрался из-под тел и земли. Жена погибла, а дочь он обрёл позже, её спасли в католическом монастыре монашки. Англоман и интеллектуал, Заммлер жил и работал корреспондентом в Лондоне, был знаком и какое-то время вёл беседы с Гербертом Уэллсом. После войны его с дочерью Шулой нашёл в лагере для перемещённых лиц Зальцбурга и забрал в США племянник (по жене) Арнольд (Элья) Грунер, гинеколог, сколотивший состояние и имевший левый доход из-за связей с мафией.



«Искусство только разрослось и превратилось в нечто хаотичное. Стало больше возможностей, больше актёров, обезьян и клоунов, больше изобретений, вымысла, иллюзий, фантазии, отчаяния. Жизнь грабит Искусство, завидуя его богатству, и разрушает его, пытаясь им стать»

Перед нами несколько дней из жизни подмечающего неожиданные перемены вокру себя сухопарого живчика, которому исповедуются родственники и просто знакомые, которого удивляет всё более свободно ведущие себя и откровенно одевающиеся молодые женщины, дочь которого, эта "собирательница мусора и охотница за сокровищами" эксцентричная дама, уехала от побивавшего её и тоже чуть не в себе мужа из Хайфы и мечтает о книге про Герберта Уеллса, которую обязательно должен написать её скромный отец.

Нью-Йорк словно современный Вавилон оживает перед нами сквозь призму интерепретации и философского взгляда Заммлера. Герой рассуждает о современных варварах, о свободе, о саморазрушении... и задумывается о том, что человечество может переместиться на Луну, а дальше и на другие планеты. Виной тому ещё и украденная дочерью рукопись учёного из Индии, которую Заммлер пытается вернуть и параллельно задумывается, а не станет ли такое переселение новым началом и шансом для человека, который уничтожает себя и лишает смысла своё существование на Земле.



«В одних вещах я глупее, чем в других. А гармоничный человек должен быть глуп во всём одинаково»

Получился очень ироничный в стиле еврейской парадоксальной мысли роман, в котором проживший свой век человек пытается ухватить мысль, развить её и прийти к каким-то логичным выводам по поводу происходящего с его близкими, с ним самим и с миром вокруг. Роман невероятно рефлексивный, написанный в виде потока сознания, но не лишённый сюжета и действий, не без обращения к мировой классике и к русской литературе в частности.

Аристотель и Иов из "Книги Иова", Майстер Экхарт и Якоб Бургхардт, Шопенгауэр и Ницше, Достоевский и Толстой... В этой книге заядлый читатель найдёт много поводов остановиться и сравнить свои мысли и впечатления с тем, что говорит и чувствует герой, прошедший умирание в общей могиле, потери, любовь и внимание новообретëнных родственников, жизнь в другой культуре и стране, в центре новой империи, а ещё и решившийся на поездку на Шестидневную войну в Израиль...



«Немногие понимают, что именно способность каждый день усердно исполнять свои обязанности делает праведников праведниками, а героев героями. Немногие»

Это несколько критикующий современный мир либеральных ценностей роман, но и автор был левых взглядов, это надо учитывать... Очень увлекли меня и манера, и стиль, и книга Сола Беллоу в целом.