Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2022 г. 00:33

2K

5 Элеонора, Элеонора!

Эта небольшая повесть считается родоначальницей жанра психологической прозы, через Льва Толстого - к Прусту, Музилю, Джойсу и дальше… По дороге ещё интересно заглянуть к Борису Поплавскому с его «Аполлоном Безобразовым». Кстати, почитателям жанра и любителям всяких «Улиссов» крайне рекомендую малоизвестный роман русского прозаика и поэта, эмигранта Бориса Поплавского, крайне неровного, но абсолютно гениального в своём творчестве… Да, ноги этих книг растут именно из «Адольфа», которым восторгались Пушкин, Боратынский, Вяземский. Вяземский повозмущался что нет переводов этого шедевра на русский язык, взял да и перевёл, да как перевёл!

Перевод «Адольфа» - это изумительная инкрустация книги, а чего стоит предисловие князя Вяземского… Надо сказать, что князь долго запрягает: нравоучения, нравоучения, нравоучения… Сетования по поводу светского общества, его двойных стандартов, разлада в душе отдельно взятого современного человека – всё это настолько контрастно динамичному тексту повести, что диву даёшься. О красоте перевода, ну вот, для примера:



… природа мрачная и безмолвная довершала рукою невидимою свой труд немилосердный.

Эвон как завернул! В этой строке столько поэзии, такая атмосферность, что я, читающий, соприсутствую при угасании Элеоноры, я как и Адольф, тоже здесь и тоже бессилен.

Надо сказать что «психологическую прозу», именно как жанр, я как раз не люблю, но я крайний поклонник психологической литературы… Какое-то масло немасляное получилось…, попытаюсь объяснить. Я не люблю современную психологию (и психологов), начиная с Фрейда, я поклонник психологии в понимании древних греков, как раздела философии, как науки о душе, а не о рефлексах. И в литературе мне чужды психологизм Льва Толстого или Флобера, например, мне Достоевского подавай! Все эти писатели-«психологи» ковыряются в механике мозга, это может быть эффектно, но не эффективно и отвлекает. А вот Фёдор Михайлович, например, он в этической проблематике весь, только на этом сосредоточен…

Ну, надо и о книге пару слов сказать… Повесть меня очень сильно впечатлила, хотя, повторюсь – такое мне не нравится. В книге нет событий, фактически это исповедь молодого повесы, погубившего женщину. И всё. А ещё если учесть дату написания повести (1806, опубликована в 1816), то понятно, что без сентиментальностей там просто не могло обойтись. Да, всё это было: слёзы-сопли, терзания, состязание в благородстве, саможаление Адольфа и Элеоноры, да. И по большому счёту: как-то глуповато умирать от любви к двадцатипятилетнему мужчине, в буквальном смысле, тридцатипятилетней взрослой женщине, содержанке графа, имеющей от графа детей. Это всё от безделья: и Адольф и Элеонора прожили вместе три года, вообще ничего не делая, ни работы, ни службы, ни занятий каких, ничего! Тут от скуки на стену полезешь… Но. Слишком уж много у автора попаданий в правду, и не буду спорить с Вяземским, само изложение повествования безупречно по исполнению. Местами, конечно, все эти сентиментальные благоглупости подбешивали, но Бенжамен вывез, он молодец. Понравилась мне и авторская легенда о книге, приём избитый, но вполне уместный и оправданный и необязательный издатель тоже хорош.

Мощная книга, малюхонькая по размеру, но плотно нашпигованная смыслами, содержанием, эмоциями. Надеюсь, повесть не автобиографична…

Комментарии


Все эти писатели-«психологи» ковыряются в механике мозга, это может быть эффектно, но не эффективно и отвлекает. А вот Фёдор Михайлович, например, он в этической проблематике весь, только на этом сосредоточен…

А между тем Фёдор Михайлович-то - блестящий психолог! Только психологизм у него в корне отличается от толстовского. У Толстого внутренняя жизнь героя показана преимущественно через достаточно многословные внутренние монологи (типа что думал князь Андрей под небом Аустерлица или возле дуба)), и при этом - "люди, как реки", т.е. развиваются внутренне на протяжении жизни. А у Достоевского человек одновременно разный, переживающий разнонаправленные чувства, и это интересно (например, Раскольников, незаметно оставляющий деньги Мармеладовым, но через минуту размышляющий, что надо бы пойти и забрать, и т. п.). Не знаю, понятно ли я изложила.


А между тем Фёдор Михайлович-то - блестящий психолог!

Так ведь да! Кто ж спорит? Но проза ФМД - это не "психологическая проза" как жанр, это просто проза, проникнутая психологизмом. И Достоевский другой психолог, не как Лев Николаевич, Флобер, Пруст, Музиль, Джойс или Фрейд, совсем немного поиначе. Всё как Вы пишите... Толстого, Льва интересовало "как" - социальная проблематика, Достоевского - "почему" - нравственная проблематика. Разные психологии, разные психологи. Спасибо.


Согласна с Вами))


...как науки о душе, а не о рефлексах

Спасибо.

С уважением,
EZ