Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2022 г. 07:20

302

4 Когда МУР можно спутать с ЦРУ

Роман Юлиана Семёнова «Огарёва, 6» продолжает цикл книг автора, в которых действует сыщик полковник Костенко. Первую книгу с участием этого героя автор написал в 1962 году («Петровка, 38»), а вторую, эту – 10 лет спустя, в 1972 году.
Впервые я прочёл это произведение в школьные годы, затем перечитывал вновь, а теперь обратился к нему в третий раз. Впечатления от книги сейчас, конечно, другие, чем 35 или 25 лет назад. Причём, СОВСЕМ другие.
Сейчас я вижу в этой книге как бы 2 слоя.
Первый – тот, что на виду. Перед нами советский детектив 1972 года, рассказывающий о том, как полковник Костенко при участии своего старшего друга и соратника Садчикова, а также при участии других работников «компетентных органов» ловит убийц и «расхитителей социалистической собственности». Ловит он их самоотверженно и успешно – в конце романа «наши победили», то есть, преступники были пойманы. Словом, хорошая и правильная книжка.
Ну, к серьёзной литературе это отнести, конечно, нельзя – бульварщина. Но в рамках ЖАНРОВОЙ литературы можно этой книге поставить твёрдую четвёрку (что я и сделал).
А есть здесь и второй слой. И он тоже, в общем, на виду. Он, может, даже больше на виду, чем первый. Этот второй слой заключается в постоянной (на всём протяжении романа) пропаганде автором читателю своих экономических, политических и моральных взглядов. И эти взгляды мне СОВСЕМ не нравятся.
Автор – либерал, ЯРЫЙ антисталинист, сторонник большей экономической свободы для граждан СССР. Он имеет взгляды, которые я с чистой совестью называю антисоветскими. И мне не вполне понятно, как и зачем в СССР такое печатали. Хотя… ведь даже «Один день Ивана Денисовича» Солженицына был вполне открыто напечатан в советском журнале с подачи Твардовского. Это, конечно, грустно.

Иногда либеральные взгляды у Семёнова проповедуют бандиты. И тут можно сказать: «Ну, они ведь бандиты, так что с них взять?» Допустим. Но и СЫЩИКИ у Семёнова ведут себя так, как будто они не советские люди, а какие-то американские полицейские.
Мне, например, совсем не нравятся те фразы и те слова, с помощью которых наш сыщик (между прочим, полковник!) и наш писатель (прототип самого Семёнова) общаются друг с другом.

« - Митя, привет, это Костенко.
- Здравствуй, старичок, - ответил Степанов.
- Я не разбудил тебя?
- Что ты! Я начинаю трудиться с шести.
- Ну, слава богу. А то я испугался – у тебя голос сонный. Слушай, мне надо к тебе подъехать. Можно?
- Осёл! Что значит «можно»?
- Это я демонстрирую уважение уголовного розыска к труду литератора.
- Ну, извини. – Степанов усмехнулся.
- Да нет, пожалуйста… - в тон ему ответил Костенко. – Значит, я через двадцать минут у тебя».

Когда я читал этот диалог, мне казалось, что я слышу речь каких-то лоботрясов, которых выгнали из ПТУ за то, что они пили политуру и пропускали занятия. Я не представляю, чтобы так говорили друг с другом Дзержинский и Горький, например. Они ведь тоже были – один писателем, другой – работником органов. Даже рабочие на заводе далеко НЕ ВСЕ так говорят друг с другом. ЧЕМ же эти положительные герои отличаются от отрицательных? Речь, во всяком случае, у них вполне бандитская.

Далее. Сыщикам Семёнова обычные люди постоянно жалуются на то, что порядки в нашей стране отвратительные. И сыщики (Костенко) с этим СОГЛАСНЫ.

«Костенко устало прищурил глаза.
- Ладно. В отправных экономических оценках мы с вами сходимся: в стране бардак, трясина…»

Это МИЛИЦИОНЕР говорит БАРЫГЕ – модельеру, который, нарушая закон, берёт на дому частные заказы.
Нормально вообще?!
Ну, не нравятся тебе законы страны. Так зачем ты на эту страну работаешь? Если ты считаешь, что бандиты ПРАВЫ в своём осуждении советских законов, так ЗАЧЕМ ты этих бандитов ЛОВИШЬ? Не логичнее ли было САМОМУ СТАТЬ БАНДИТОМ?
Кстати, интересно, что человек, который хочет сказать о наличии беспорядка, использует всё же слово «кавардак». Кавардак – это такой пирог, куда напихано много всяких разностей. Поэтому и появилось выражение: «У тебя такой кавардак на столе! А ну-ка прибери быстро!» Так, например, говорила мне мама. Люди же не очень культурные часто используют слово «бардак». Но бардак – это НЕ беспорядок, это публичный дом. Когда это слово использует в своей речи какой-нибудь МУЖЛАН, то к нему вопросов нет. А когда его использует человек с высшим образованием, представитель власти, полковник, да ещё в беседе с жуликом, то это как надо понимать?

Ещё один ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ герой, друг Костенко, говорит полковнику так: «В мусорное время живём, брат, гарантий никаких, все друг друга подсиживают, не жизнь, а смертельная схватка на выживание».
Это он только о НАШЕЙ стране или о всём мире говорит? А «ВСЕ» подсиживают – это кто? БУКВАЛЬНО все? Значит, и ты сам ТОЖЕ подонок?
И Костенко ничего ПРОТИВ такого утверждения своего товарища НЕ сказал. А, на мой взгляд, этому человеку надо было, как минимум, разбить лицо. А лучше – вполне официально ПОСАДИТЬ за клевету на советскую власть.

А вот что говорит полковнику Костенко ПРОКУРОР. Не ВОР, заметьте, а ПРОКУРОР, который представляет ЗАКОНЫ нашей страны.

«Давайте учиться уважать закон даже в мелочах, давайте научим этому всех людей в стране, это лучшая гарантия и для нашей спокойной старости, и для юности наших детей, иначе вполне может начаться новая волна террора, - многие ведь мечтают о новом Сталине».

Да? Сталин – это террор?! А я-то по наивности думал, что это человек, который провёл в стране коллективизацию, индустриализацию, присоединил часть Финляндии, часть Пруссии, западную Украину и Белоруссию, Прибалтику, выиграл Великую Отечественную войну, дал государству ядерное оружие.
Я думал, Сталин для нас, советских, русских людей – это почти Бог. Это такой же (или ещё больший) великий политик, как Александр Невский, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, Николай I, Александр III.
А Сталин – это, оказывается, террорист?

«Как начала она мне задавать вопросы, Митя, про нашу ужасную, злую и бесправную жизнь…» - говорит МИЛИЦИОНЕР Костенко СОВЕТСКОМУ ПИСАТЕЛЮ Степанову.
Костенко передаёт слова ПРОСТИТУТКИ и ПРЕСТУПНИЦЫ. И он СОГЛАСЕН с ними. И он СОЧУВСТВУЕТ ей.
А он точно в МУРе работает, а не в ЦРУ?

А вот что думает наша милиция о СОВЕТСКИХ писателях. О советских не по названию только (какими были Зощенко, Ахматова, Булгаков и сам автор этой книги), а о тех, кто творил именно СОВЕТСКОЕ искусство.

«Костенко проверял Торопову – лейтенант Рябинина прошлась по всем знакомым актрисы: «Душенька, бессребреница, честная и открытая, истинно русская актриса; уходила из двух театров в более низкооплачиваемые только потому, что не хотела играть «макулатурные» роли в чудовищных пьесах нынешних литературных вождей страны – в массе своей номенклатурных бездарей, которых наёмные критики тщились представить социалистическими Гомерами, Гёте и Достоевскими».

Нормально?
Я помню, что наших писателей охаивали Солженицын и Войнович. Ну, так эти отщепенцы из СССР по заслугам и вышвырнуты были. А Семёнов-то был ОЧЕНЬ популярным автором, и книги его издавались огромными тиражами. Спрашивается – зачем ему ПОЗВОЛЯЛИ лить грязь на нашу страну? Или цензуры на очень-то и вчитывалась, что «втюхивают» народу авторы детективов?

Этот роман можно очень подробно разобрать – автор проповедует много такого, что теперь говорят всякие Галкины, Невзоровы, Шевчуки, Макаревичи и им подобные.
И кончается книжка тоже прекрасной фразой:

« - Тише ты, гад, - зло сказала женщина, - ребёнка разбудишь…»

Чудесно, верно? Вот такие, мол, женщины мерзкие жили в СССР. И так-то роман был весь «болью» и «горечью» пропитан. И двое друзей Костенко на страницах этого романа умерли, погибли. И такая тоска тоскливая. «А финалом я вас вообще убью!» - будто говорит нам автор.
Спасибо!

Я убеждён, что литература эта направлена не только против СССР, но и против современной России. И я убеждён, что когда писатель создавал эту книгу, он отлично понимал, ЧТО делает.