Больше рецензий

13 мая 2022 г. 10:05

1K

5 Левиафан Т. Гоббса.

Эту книгу я хотел прочесть со времен учебы в институте, но все как-то не выходило. И вот спустя лет 15 с момента появления желания прочесть magnus opus Гоббса, произошел сам момент приобщения к этому труду. Говоря о структуре Левиафана надо быть честным первые страниц 100, изобилующие введением в необязательную терминологию, и последние 300 страниц, посвященные христианскому государству и пределам власти церкви, читаются с трудом, да и кажется их актуальность осталась в истории. Сами же основные идеи о причинах зарождения государства, о «войне всех против всех» содержаться примерено в середине книги. Мысли о том, что ради прекращения войны всех со всеми и появляется государство. Что без него нет ничего, нет собственности нет прав и свобод, нет ничего - кажется здравой. Главная цель появления государства - это обеспечение безопасности и ради этого люди отказываются в пользу суверена от части своих прав, в связи с тем, что им такой договор выгоден. Идея о том, что суверен может быть только одним, и что никто не может быть выше суверена, суверенитет не может быть частичным или ограниченным иначе сама идея суверенитета смехотворна. Интересно так же какие законы подданный может не соблюдать. Законы, которые влияют на его безопасность или прямо угрожают его жизни, поскольку по логике Гоббса ради, того чтобы избежать подобной ситуации и был заключен договор и произошло отчуждение суверенной власти всех в руки одного представителя – суверена. В институте мне казалась идея общественного договора несколько надуманной. Если понимать под договором письменный документ. Однако, если понимать под договором некую общественную договоренность, которая может быть сформулирована не столько письменно, сколько путем сообщенного действия. Сама идея отказа от состояния вседозволенности ради состояния урегулированности и безопасности общественных отношений кажется весьма разумной. Конечно факторов возникновения государства было масса, но довольно очевидно, что на определенном этапе развития запрос в наличии управленческой надстройки над людьми кажется разумным. И отталкиваясь от тезиса «войны всех против всех» Гоббс весьма убедительно развернул свое видение. Левиафан как некое существо из людей и для людей живет до сей поры.