Больше рецензий

EvgeniyaChernaya

Эксперт

просто книгочейка))

10 мая 2022 г. 00:43

266

5

Каждый раз, читая Генри Джеймса, удивляюсь темам, которых он касался в своих произведениях. Не то чтобы они были необычны, они естественны и очень жизненны, но под внимательным взглядом Джеймса они из будто бы личных и бытовых становятся возвышенней и социально значительней.
В «Трофеях Пойнтона» несогласие матери с сыном при выборе невесты на самом деле оказывается трагедией страстного коллекционера, положившего всю сознательную жизнь на создание интерьера из высокохудожественных вещей и вынужденного расстаться со своим «детищем», потому что недвижимость с содержимым отходит новому владельцу. Так как создателем коллекции была женщина, то она теряла на свое творение всякие права после смерти мужа. Теперь её пребывание в доме, в котором она прожила многие годы, зависело от расположения сына, наследовавшего отцу. Это несправедливо, но таков закон. И миссис Герет понимала, что стоит только сыну жениться, как ей придется навсегда покинуть Пойнтон. А раз в любом случае коллекцию предстоит передать , то миссис Герет было очень важно передать ее человеку, который смог бы ее по-настоящему оценить и заботиться о ней. Сын, выросший в окружении произведений искусства, оставался к ним совершенно глух, потому становилось важным найти правильную невестку))
Чтобы лучше понять метания миссис Герет, нужно, наверное, быть хоть каким-нибудь коллекционером)) Каково это - найти для дорогих тебе вещей человека, который будет ценить и понимать их, это ли не счастье? Но отдать их просто по перечню, прилагающегося к дому имущества, тому, кому они нужны только потому, что он не уступит и крохи, причитающейся ему по договору, а потом, пусть хоть горит… разве это не трагедия? Насколько далеко можно зайти в ситуации, которая складывается по плохому сценарию?
Однако положение ведь было не менее сложным и для молодых леди, одной из которых предстояло стать владелицей Пойнтона и ее сокровищ. Фледа Ветч или Мона Бригсток? А какое во всем этом имеет значение наличие или отсутствие художественного вкуса? Парадокс ведь состоял в том, что если бы не этот пресловутый «вкус», миссис Герет бы прекрасно поладила с Моной, но «вкус» был у Фледы. А Фледа была сама, как раритет не от мира сего, и миссис Герет ценила ее, но не понимала. Порядочность, где её границы, и когда благо их переступить?
И почему же Оуэн Герет, которому так легко было бы все уладить, так и не сделал этого?

Книга прочитана в рамках игры Литературный турнир "Служение моей Прекрасной Даме" группы "Читаем классику вместе"
Команда Вторая Роза США, восьмой тур