Больше рецензий

1 мая 2022 г. 16:33

526

5

Теннесси Уильямс. Орфей спускается в ад

Несложно догадаться по названию, что в основе сюжета - один из наиболее известных мифов Древней Греции об Орфее, который спустился в царство Аида за своей Эвридикой. Место действия и большинство действующих лиц, действительно напоминают Ад и его обитателей - демонов и души умерших. Молодой музыкант Вэл Ксавье, несомненно, Орфей. Вот только Леди Торренс (Леди - это имя собственное) больше похожа на Персефону, которую похитил мрачный и злобный "Аид" Джейб Торренс. В пользу этого свидетельствует как их несчастливый брак, так и вся сюжетная линия с нерождёнными детьми.

Очень сложная пьеса.

Во-первых, эмоционально тяжёлая. Особенно когда посмотришь на год написания (1958) и прочтёшь в комментариях театроведов, что Уильямс показывает читателю/зрителю своих современников без каких-либо художественных преувеличений или преуменьшений. Так было. И было именно тогда.

Во-вторых, действующих лиц много, и среди них нет ни одного, кого бы можно было спокойно отнести к массовке в духе "пятый пастушок в третьем ряду". Каждого из них можно анализировать и не получить однозначную картину. У каждого своя очень важная роль - даже у бродячего фокусника негра.

Кстати, о неграх. Действие происходит в городке на Американском Юге. И пусть тема расизма в этой пьесе на первый взгляд не кажется главной, именно расизм становится причиной финальной трагедии (и нескольких трагедии до неё).

В издании, в котором я читала эту пьесу, её предваряет статья американского драматурга Мартина Шермана. Хорошая статья, но хорошо, что я прочитала её уже после пьесы. В ней, помимо прочего, говорится, что наиболее сложная роль в "Орфее..." - Вэл Ксавье, парень с гитарой. И по мнению Шермана, при подборе исполнителей для этой роли очень долго наблюдался абсолютный мискаст, так как с самого начала выбор режиссёров падал на актёров с ярко выраженной аурой мачо. И получалось не то. Эту роль даже называли "неиграемой" (unplayable). Вплоть до постановки лондонского театра Donmar, где роль "Орфея"-Вэла сыграл Стюарт Таунсенд (а Леди, между прочим, сыграла Хелен Миррен).

Шерман пишет (перевод мой):



В пьесе "Битва ангелов" (In Battle Of Angels, 1940), первой версии пьесы "Орфей спускается в ад", Вэл - писатель. Таунсенд воспользовался подсказкой оригинала и представил Вэла как человека с по-настоящему поэтической душой. Подобно многим поэтам, он несёт в себе тонкое смешение полов.

К сожалению, записи спектакля я не нашла.

Прочитано в Литературном турнире, в клубе "Читаем классику вместе"

Комментарии


Одна из лучших пьес Уильямса, на мой взгляд. Хотя эмоционально - очень тяжелая.
У меня дед играл Джейба Торренса. Так что я ситуацию проиграла со всех сторон.


У меня дед играл Джейба Торренса.

Ого! Ты сама спектакль с его участием видела?


да, я даже репетировать помогала, как обычно
реплики накидывала
он сделал Джейба обманутым и несчастным


он сделал Джейба обманутым и несчастным

Хм. Интересно, почему? В смысле, что Джейб сам себя таким чувствовал, несмотря на свою роль в судьбе отца Леди и его предприятия?


Да, конечно. Он играл человека, который спас Леди от нищеты, который искренне надеялся на любовь и благодарность от неё. Который не понимал, за что его ненавидеть. Он не играл негодяя и злодея, и от этого всё выглядело ещё страшнее...


и от этого всё выглядело ещё страшнее...

Верю.


я помню, как он спускается с лестницы - обманутый старик, а вовсе не злой тиран...
и ему страшно, что его предадут, бросят
а он не знает, как это предотвратить, кроме демонстрации власти


Как интересно! Надо прочитать, я её не читала.


Да, обязательно надо. :)