Больше рецензий

28 апреля 2022 г. 19:58

69

5 Жизнь vs Смерть

"Жизнь и смерть – ярчайший пример безответной любви. Жизнь любит Смерть, она постоянно посылает ей подарки, ублажая друга и соперника. Но никогда Смерть ничего не подарит Жизни, ибо она бесплодна, она не может воскресить мертвых". О жизни и о смерти написана книга Марии Стародубцевой "Зимний сад".

Название романтической повести - две метафоры, которые отражают две главные темы. Зима - это смерть. Сад - ее противоположность, потому что с приходом весны природа очнется от спячки, вновь покроются зеленью голые ветви деревьев, и простое слово, удачно использованное автором, станет символом торжества жизни. В рамках сюжета эта мысль неоднократно обыгрывается, настраивая читателя на философские раздумья, созерцательный лад и романтическое настроение.

Одиночество - еще одна разновидность смерти. Его антонимом выступает любовь. Повесть Марии Стародубцевой начинается с одиночество обреченного парня, утратившего последнюю надежду. Когда-то он был полон сил, имел отношения, строил карьеру. Поставленный врачами диагноз перечеркнул не только его будущее, но и настоящее, свел на нет все приложенные ранее усилия и отбросил его в зимнюю глушь, где он прозябает в свои последние безрадостные дни. А потом на пороге его дома появляется Она. Молодая, полная сил, красивая. И два сердца начинают петь в унисон, два тела тянутся друг к другу, две судьбы сплетаются воедино. Жизнь снова возвращается, подобно цунами захватывает двух людей и кружит, вертит их в своем беснующемся водовороте. И вот уже "два ненормальных психа в пустой холодной кухне занимаются любовью, и при этом одному из них осталось жить, самое большее, часа полтора. И ад и рай сошлись вместе в танце, и мы ведем в тишине нашу пляску смерти". Это вызов неизбежности, борьба с безнадежностью, попытка обмануть время, разрушить предопределенность. И читатель верит, что такое возможно, потому что в глубине души знает, что любовь способна на любые чудеса.

Найти книгу более грустную и красивую, чем "Зимний сад" Марии Стародубцевой, наверное, можно, но точно не легко. Знакомство с этой историей разбивает вдребезги мысли о незыблемости самого себя. Она делает читателя удивительно, томительно, мучительно, болезненно смертным. И в то же время превращает его в существо, которому дарована вечность. Он одновременно ощущает морозное дыхание неминуемой зимы и возрождается вместе с садом, который раскинулся за окном домика, ставшего убежищем одинокого смертника.

"Жизнь – это музыка, это душа. Душу можно резать тупым ножом на части, можно сжигать и кромсать ножницами, она сохранит шрамы, но не умрет, никогда не умрет. Душа может заледенеть, очерстветь, спрятаться в доспехи цинизма, сарказма и льда, но поднесите к ней огонь – она почувствует, она растает. Подождите совсем чуть-чуть, она растает, она потянется к вам, она забудет так долго играемую роль и снова поверит в любовь. Душа не умрет". Слова Марии Стародубцевой звучат в сердце, эхом отражаются в разуме и наполняют до краев чувствами, которые рождают трепет на кончиках пальцев.