Больше рецензий

21 апреля 2022 г. 18:56

33

5 Алена Иванова и "Слово-амулет": "Истинный кладезь искусства – мечта виртуоза"

Чем отличается хорошая литература от проходной? Что выделяет одну книгу в ряду многих? На два вопроса один ответ. Душа. Если она есть на страницах, если автор поделился с читателем частичкой своего внутреннего "я" и сделал это искренне, его творчество найдет читателя. Должно найти. Не бывает иначе. Алена Иванова написала сборник стихотворений "Слово-амулет", в который вложила даже не частичку души, а ее целиком. В строках, таких разных, но одинаково прекрасных, ее мысли, чувства, рассуждения.

Творчество Алены – искусство. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать:

"Истинный кладезь искусства – мечта виртуоза.
Все инструменты подвластны, и чувство остро.
Вновь разгораются свечи и красные розы.
Смело в багрянец чернил окунаю перо".

Автор этих слов протягивает ниточку между поэзией, музыкой и живописью, соединяя их в целое, неделимое и чудесное, превращая мир вокруг нас в живую картину, наполненную красками, звуками, рифмами и подтекстами. Чтобы добиться такого потрясающего эффекта, Алена прибегает ко множеству художественных приемов, которыми владеет виртуозно. В ее арсенале неожиданные метафоры ("Задремал над водой демиург – // Вскинул крылья мостов Петербург"), романтические олицетворения ("Плутает время по иным мирам // На заповедных тропах Таганая"), метонимии ("Там ждет любимых глаз голубизна // На зелени взъерошенного луга") и многие другие. Она мастерски использует символы. Поэма "Смоляной медведь" полностью состоит из фольклорных образов, которые обрели новое значение стараниями нашей современницы. Главный герой – мишка:

"С мощью, статью,
с грозною натурою
Вовсе не был
мишенька спесив".

Он, как верили наши предки, сердце леса, его хозяин. Эту роль медведь сохраняет в творчестве Алены:

"По-хозяйски
обходил владения
Он с поклоном:
– Лесе, исполать!
И царила
при его радении
Тишь да гладь, да
божья благодать".

Спасение девушки становится инициацией героя, его переходом на новый уровень, слиянием двух сущностей. Внутреннее состояние отражается через описание внешнего:

"И по шерсти
волосы рассыпались:
Врозь по смоли –
русые ручьи".

Журавлик-оригами – еще один образ. Он становится символом надежды, который пришел на страницы сборника "Слово-амулет" из восточной культуры. В творчестве Алены журавлик стал способом коснуться жизненной философии, наполнить сердца читателей светом, подарить им веру в свои возможности, духовное исцеление:

"Он символ надежды-всему-вопреки.
Скитальца стремнины житейской реки
Бумажный журавлик укроет крылом,
Излечит целебным сердечным теплом".

Алена – романтик, который видит в закатах и рассветах больше, чем игру красок на небе, ставшую результатом сочетания оптических эффектов. Для нее любое явление природы – это не просто физика с ее суровыми и неумолимыми законами, разложенными на формулы. Это возможность найти еще один символ или метафору. Это способ рассказать через раскинувшуюся перед глазами картину о чувствах. О каких? О любви, о восхищении произведениями искусства, о достопримечательностях родного края, о человеке и его человечности. Слово в устах Алены – это и лекарство от боли, и будильник, вырывающий из сетей равнодушного полусна, и шпага, необходимая в борьбе со Злом, коим полнится бытие.

Немного сегодня таких поэтов, как Алена Иванова. Совсем мало книг, сравнимых со сборником "Слово-амулет". Современное искусство стремится к примитивизму. Но только не здесь, не на страницах этой книги, не через призму мировосприятия Алены.