Больше рецензий

20 апреля 2022 г. 22:53

358

3 Кто бы мог подумать, что книжка 1516 года издания может быть объектом идеологических игрищ XX века...

Когда я начинала читать "Томаса Мора" Игоря Осиновского, то рассчитывала, что это будет что-то вроде ЖЗЛки. К сожалению, о жизни и личности Томаса Мора тут одна глава биографической справки, где информации не больше (а то и меньше) чем в Википедии. Основной же текст занят выяснением, главным образом в рамках полемики с другими исследователями, места Томаса Мора в истории социалистической мысли (и мысли вообще). Наверное, для историков это нормально, но меня немножко шокировало, что во второй половине XX века толпа народу разной идеологической направленности ломала перья выясняя, относится ли Томас Мор к социалистам-утопистам и насколько устройство Утопии вдохновлено идеалами средневекового монашества.

Игорь Осиновский решает очень сложную задачу. С одной стороны, раз уж



В Москве, в Александровском саду, недалеко от Кремлевской стены стоит скромный гранитный обелиск. В 1918 г. по предложению В. И. Ленина на сером граните были высечены имена выдающихся мыслителей и революционеров, которые своими трудами способствовали освобождению человечества от гнета, бесправия и эксплуатации. Рядом с именами основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса начертаны имена выдающихся мыслителей прошлого — коммунистов-утопистов. Среди них — имя Томаса Мора.

то отказываться от Мора никак нельзя, и достойное место в истории коммунистической мысли ему отвести надо. А с другой стороны



ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин никогда не говорили, что научный социализм стоит на плечах Томаса Мора. Жесткое определение его как родоначальника социалистической мысли дает повод нашим идейным противникам для разного рода нападок на теорию и практику научного социализма: черты грубой уравнительности, регламентированности и т. п., присущие моровской „Утопии“, связываются антикоммунистами с самой сущностью социализма вообще

Вот и приходится автору, чтобы "Утопию" и к социализму отнести, и неудобные моменты обойти, то вольно интерпретировать, то ссылаться на давность лет и говорить, что нельзя же от человека XVI века требовать научного материализма. Справедливости ради, хоть мельком, но упоминаются и утопийское рабство, и жесткая патриархальную организация семей-артелей, и другие неудобные подробности. Но, мне кажется, все равно очень странно писать, что Утопия "намного опередила свой век в смелой попытке проектирования совершенной общественной системы, которая покончит с существованием классов и эксплуатацией", если всю черную работу там выполняют рабы. Да, хорошо, в рабство отправляют только преступников. Но это же не отменяет того, что без рабов система сломается. (И кого отправят в рабство, если преступления вдруг искоренятся? Мы разве не предполагаем, что в идеальном государстве в идеальном состоянии преступлений не будет?) Значит эксплуатацию система все-таки предполагает, нет разве?

И как минимум один неудобный момент автор так и не упомянул. Комментариев к вот этому



В случае отказа жить по их законам утопийцы отгоняют туземцев от тех пределов, которые избирают себе сами. В случае сопротивления они вступают в войну. Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее.

замечательному отрывку о том, как утопийцы основывают колонии в случае перенаселения главного острова, я так и не дождалась. Видимо, уж совсем бы это не вязалось с утверждением, что Томас Мор в Утопии выступал против "современных ему захватнических войн".

Чудеса словесности пришлось применять и в биографической части. Все-таки, протестантов полагается считать для XVI века прогрессивными, а католиков - реакционными. Автор, конечно, о религиозных взглядах Томаса Мора честно пишет, но лишний раз старается не упоминать. Как тут, например:



Мор ясно отдавал себе отчет в том, какие социальные силы заинтересованы в королевской реформации, ведущей к секуляризации церковных земель, новым огораживаниям, росту нищеты крестьянства и обогащению наиболее хищных представителей буржуазии и нового дворянства. Обличая пороки духовенства, предприимчивые буржуа и дворяне мечтали о захвате церковных богатств, о наживе и грабеже и менее всего думали о торжестве христианских идеалов справедливости, о которых они так громко вещали, всецело поддерживая церковную политику Генриха VIII

И еще 101 способ не говорить, что Томас Мор был убежденным католиком и возмоооожно, чисто гипотетически, некоторые его поступки, в том числе отказ дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви мотивируются именно этим, а не какими-либо классовыми соображениями.



Ренессансный гуманизм утратил историческую перспективу. Но его наследие не погибло, ибо оно не только подготовило реформационный взрыв против феодальной церкви, но и заложило идейный фундамент эпохи Просвещения, воспринявшей веру гуманистов в человека и его разум.

Словом, страшно далеки они были от народа, зато разбудили Герцена Просвещение.

Вообще я не разделяю предубеждения, что в советских книгах историю подгоняли под колебания генеральной линии партии. Но это тот самый случай, когда стереотип работает, к сожалению.

Нон-фикшн 2022
KillWish

Комментарии


"Мору чуждо представление о том, что социализм будет иметь своей основой высокоразвитую технику, технический прогресс. В Утопии удовлетворение всех потребностей жителей связано с определенным ограничением этих потребностей, например в жилище, в платье. Так как Мор не знает машин, которые могли бы выполнять тяжелые и неприятные для человека работы, он допускает в Утопии рабство. А это нарушает равенство в утопическом строе."

Конечно, мы должны "вменить в вину" Томасу Мору, что он шибко не демократичен следуя логике вашего обзора. Однако, он в первую очередь мыслитель, и руководствовался критической переработкой действительных для него общественных отношений. Видя эксплуатацию человека человеком, непомерное потребление прибавочного продукта единицами, и необузданное засилье голода и нищеты у подавляющего большинства народных трудящихся масс, он попытался рационально объяснить возможность существования этого подавляющего большинства исходя из возможной материально-технической базы ремесленного производства.

"Строю, основанному па частной собственности, он противопоставляет идеальный общественный строй фантастической Утопии, в основе которого лежит общественная собственность, общественное производство и присвоение, т. с. строи социалистический. Государство Утопия представляет собой объединение 54 городов. К каждому городу прирезаны поля, на которых ведется сельское хозяйство. Все взрослые утопийцы, мужчины и женщины, заняты производительным трудом, кроме лиц, выполняющих общественные функции, и лиц, занятых научной деятельностью. Основная производственная ячейка — семья, численный состав которой меняется в зависимости от характера ее производственной деятельности. Каждая семья занята каким-либо определенным ремеслом. Особого сельского населения нет, все утопийцы по очереди должны отработать два года в сельском хозяйстве. Таким путем Мор пытается устранить противоположность между городом и деревней. Всё, что добывают утопийцы, принадлежит обществу. Благодаря отсутствию паразитизма все продукты имеются в изобилии и распределяются соответственно потребностям граждан. Труд утонийцев ограничен шестью часами. Свободное время они уделяют наукам и искусствам. Способные к наукам работники освобождаются от физического труда и переводятся в разряд ученых. "


Вообще, логика моего разбора должна была заключаться в том, что проецируя свою методологию на 16 век можно, конечно, Томаса Мора и в предтечи научного коммунизма записать, и все неудобные вопросы отмести. Только зачем, и какое это отношение к истории имеет?
Надо было это в тексте самой рецензии написать, конечно, но проблема в том, что мы даже когда Смита какого-нибудь изучаем, не имеем права к нему лезть с предельными издержками, например. Потому что он в таких категориях не рассуждал, и если мы будем пытаться его под современную методолгоию подгонять, это будет во-первых, искажение правды, во-вторых, ничего нового так не узнать. Если мы изучаем историю мысли и хотим понять, что какой-то деятель думал, почему, и как это на следующие поколения повлияло, надо понять как он думал. И исходить из его методологии. А потом можно уже, если хочется, интерпретировать по всякому.


В СССР студентов каждый год посылали по осени "в колхоз" - помогать колхозникам убирать урожай.
Вот они, заветы Мора в действии:)

А еще на уроках труда в "тоталитарном совке" Советских детей заставляли выпиливать лобзиком и вышивать. Сам помню, это было сродни геноциду, как мы выжили я не знаю.

o-l.jpg
02:38