Больше рецензий
23 июня 2013 г. 16:32
329
4
РецензияЧтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях. Креативность и открытия зарождаются в боли.
Ялом И. «Когда Ницше плакал».
Страх смерти создал не только человека социального (боязнь мертвецов стала решающим фактором в сдерживании агрессии доисторического человека), но и придает смысл всему нашему существованию. Он не обязательно проявляется напрямую, в виде фобии или навязчивой мысли. Чаще всего, он маскируется под кризис среднего возраста, когда человек вдруг осознает, что уже достиг определенной вершины и далее его путь будет идти только по нисходящей, завершаясь неизбежным. (Не случайно на Востоке в этом возрасте рекомендуется менять образ жизни и даже имя - в надежде обмануть судьбу).
Ялом любит эту тему – смерть, осознание ее неизбежности, принятие как факта, борьба или отчаяние. Но если в «Шопенгауэре как лекарство» она присутствует явно и зримо в виде рака кожи главного героя, то в рецензируемом романе это, скорее, фон. С одной стороны, Фридрих Ницше, отягощенный расстройствами здоровья такой силы, что очередной спазм сосудов головного мозга вполне может закончиться фатальным исходом. А, с другой, доктор Йозеф Брейер - известный венский терапевт с огромной практикой, в учениках у которого ходит сам Зигмунд Фрейд (правда, пока еще никому не известный), но уже шагнувший за вершину своей горы.
И если у Ницше смерть всегда рядом и отпускает его только на пятьдесят дней в году, то к Брейеру она пока является только в постоянно повторяющемся сне.
***
Ирвин Ялом своими книгами выполняет весьма полезную функцию. Где-то к середине 20 века ученые вдруг осознали, что их академические исследования и знания могут быть интересны широкому кругу читателей, если их упаковать в увлекательную обертку. Наглядный пример, Умберто Эко – признанный специалист по Средневековью. Его исследования издавались тиражом максимум в тысячу экземпляров, а «Имя розы» напечатано миллионными тиражами и экранизировано.
Ялом, в каком-то смысле, ученик Эко. В своих книгах он выступает не только как профессиональный психолог, но и как прекрасный популяризатор. Читать труды Артура Шопенгауэра – не легкая задача, но можно получить прекрасное введение в его философию, да еще и проиллюстрированное на конкретном примере, прочитав «Шопенгауэр как лекарство».
В этом плане, рецензируемую книгу можно рассматривать, как беллетризированный фрагмент биографии Фридриха Ницше. Все происходящие события уложились в несколько месяцев 1882 года, когда были уже написаны «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления», «Утренняя заря», «Веселая наука», и шел бурный процесс рождения самой известной книги философа – «Так говорил Заратустра».
***
Здесь надо сделать небольшое отступление. Что такое философия? Это наука, выстраивающая миропонимание на основе наиболее общих категорий. Если следовать естественно-научной классификации, то она, скорее, относится к фундаментальным дисциплинам. Но в конце 19 века стал остро ощущаться недостаток «прикладной» философии, выстраивающей мостик от общих рассуждений до насущных жизненных проблем. И такие мыслители появились. Девятнадцатый век – это не только Гегель, но еще и Шопенгауэр с его «Афоризмами житейской мудрости», и Ницше, и Маркс.
Книга Ялома описывает как раз такой эксперимент – попытку Ницше применить свои абстрактные построения к проблемам конкретной жизни – доктора Брейера. Эксперимент, заложивший основы будущего психоанализа.
Весьма показательная цитата:
И снова Ницше надел очки с толстыми стеклами, пролистал свои записи и прочел: «Человек должен носить внутри себя хаос и неистовство, чтобы породить танцующую звезду».
Цитаты Ницше начинали раздражать Брейера. Эта поэтическая речь ставила ощутимую преграду между ними. Как следует взвесив ситуацию, Брейер пришел к выводу, что будет намного лучше, если ему удастся вернуть Ницше с небес на землю.
«И снова вы слишком ударяетесь в абстракцию. Не поймите меня неправильно, профессор Ницше, вы говорите красиво, сильно, но когда вы начинаете мне читать свои записи, я теряю ощущение личного общения с вами. Умом я вас понимаю: о да, боль действительно приносит плоды: рост, силу, креативность. Я понимаю это здесь, — Брейер показал на голову, — но досюда, — он показал на живот, — они не доходят. Если вы хотите помочь мне, вы должны добраться до того места, где гнездятся мои переживания. Вот здесь, в кишках, я не ощущаю никакого роста, я не рождаю танцующие звезды! Там только неистовство и хаос!»
И Ницше справился со своей задачей, освободив Брейера от его навязчивых образов, попутно излечившись сам. Как оказалось, у него была схожая проблема – не имеющее никаких шансов на взаимность сильнейшее чувство к женщине, которое буквально разрывало его на части.
***
Читать книгу Ялома не легко, особенно начало, где с медицинской дотошностью описываются все симптомы болезни философа и ее последствия. Но если вы преодолеете первые сто страниц, то будете вознаграждены созерцанием процесса зарождения целого направления в психологии (да и философии тоже). С удивлением обнаруживая, что это был отнюдь не линейный процесс, каким он видится из нашего времени, а путь постоянных ошибок, заблуждений и поиска.
Несомненно, интеллектуальный бестселлер. Но не для всех. :)
Комментарии
А экранизацию видели? Арманд Ассанте в роли Ницше - испорченный образ ))
Нет, не видел. А как называется фильм?
Так и называется: Когда Ницше плакал
Да, уж. Судя по трейлеру, от философии в фильме мало чего осталось. Все место заняли безумие и женщины.
Так и есть. Поэтому предпочитаю книгу )
Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях. Креативность и открытия зарождаются в боли.
Ялом И. «Когда Ницше плакал».
Где-то я такую мысль определённо читала уже... В более раннем произведении... У кого же, у кого? Не у Мисимы ли?.. не помню, но помню, что читала.
Может быть у Шекспира? ))