Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

16 апреля 2022 г. 21:47

1K

5 "Выдержав злейшие ураганы судьбы, они спокойно взирали на её угрозы..." (с)

Впечатления: С этим романом у меня связаны самые тёплые воспоминания, потому что впервые я его слушала в июльскую жару, на даче, пока работала в любимом саду. И вот казалось бы крайне неподходящие декорации для знакомства с мрачным готическим романом, но автор настолько превосходно владел слогом, так мастерски описывал места действия и такие создавал напряжённые эпизоды, что я забывала даже, что вообще то на улице июль и надо бы не книжку слушать, а уже спрятаться от солнца) Кстати, озвучка, до сих помню, мне попалась преотличнейшая! С тех пор несколько лет я искала "Монаха" в бумажном издании ибо хотелось перечитать и выделить любимые моменты.

Собственно, этим я и занялась при нынешнем повторном чтении. К сожалению, красивого издания так и не нашла, ну хоть мягкое успела схватить на книжном рынке. И как-то так само вышло, что мало того что в книге хотелось оставить комментарии, так и ещё о каждой главе написать в своём читательском дневнике. В общем, отзыв сам по себе составился. Хочу поделиться именно своими мыслями о сюжете и персонажах "Монаха"...

... поэтому дальше возможны СПОЙЛЕРЫ.

1 глава I тома (встреча Антонии и монаха в церкви).
С удивлением заметила, что в "Монахе" довольно много женских персонажей, и по силе характера они вполне сопоставимы с мужскими. Причём главных героинь аж целых 3: Агнесса, Антония и Матильда. Моей любимицей так и осталась Агнесса, именно за её жизнью мне было следить интереснее всего. Хотя я напрочь забыла что же ждёт её в финале, но и тем лучше)
Эта же глава любопытна тем, что в ней Антония впервые в церкви открывает свое лицо и встречает двух мужчин, которые окажут огромное значение на её жизнь - молодого дворянина Лоренцо и настоятеля монастыря Амбросио. Зная чем все для неё закончится, удивительно читать, что нечто близкое на чувство, она испытала именно к монаху, а не дворянину. И вот эта её эмоция из 1 главы романа получит свое объяснение только в финале.
Кстати, не могу не отметить юмор Льюиса! Я бы хотела познакомиться с писателем, судя по тому как он выписал тетушку Леонеллу и её "отношения" с графом д'Оссорио, он был крайне образованным и ироничным человеком.

2 глава I тома (открытие тайны Матильды монаху в монастыре).
Эта вся глава посвящена самой загадочной и "тёмной" героине романа - Матильде. Под видом послушника из великой любви она проникла в монастырь и завоевала дружбу Амбросио. И зная финал, тут у меня возник главный вопрос - как она смогла пройти в церковь, стоять у алтаря, читать молитвы? Автор, увы, ответа не дал.
И что ещё интересно, когда впервые читаешь сцену признания Матильды монаху, что она женщина, то не осуждаешь Амбросио, ну ведь с ним случилась истинная любовь. А она сильнее даже религии с её догматами. Но читая второй раз и зная, кто такая Матильда... Она ведь мастерски разыграла свою роль, а любовь оказалась лишь похотью. И ради чего тогда спрашивается Амбросио себя загубил? И как мог не рассмотреть истинной сути этой женщины? Как же легко дьяволу удалось сбить с пути святого монаха.

3 глава I тома (дон Раймонд в лесной хижине разбойников).
Заметила, что каждая глава представляет собой отдельное и законченное действие. Прям как для театральной постановки. Но мне прям очень нравится читать роман с такой структурой текста - можно не торопиться, читать по главе в день, обдумывать её, писать заметки и только потом браться за следующую.
И, собственно, по накалу эмоций это одна из самых напряженных глав. Ещё при прослушивании она намертво врезалась мне в память! В своём путешествии дон Раймонд ночью в лесу по милости подкупленного извозчика попадает в хижину разбойников, хозяин которой выдаёт себя за радушного семьянина. И кто он такой на самом деле главный герой узнает совершенно случайно, и понимает, что вдвоем со слугой с бандой никак не справится. И тут такие страсти начинаются! Современные триллеры могут позавидовать этим 30 страницам. Сюжетное напряжение достигает такого уровня, что переживая за главного героя, я даже забыла, что это он рассказывает эту историю, а значит он не мог погибнуть. Поразительно!

1 глава II тома (история Раймонда и Агнессы).
О, это ещё одна моя самая любимая и запоминающаяся глава романа! Она посвящена истории случайного знакомства и любви Агнессы, сестры Лоренцо, и дона Раймонда, его давнего друга, в замке Линденберг. Такое чувство, что эту девушку всю жизнь преследовал злой рок. Её с детства пообещали посвятить Богу, тогда как она никогда не хотела становиться монахиней. Жизнерадостная, умная, прекрасная художница, ну куда было ей идти в монастырь? И тут не понятно: почему в те времена считалось нормой, что дети расплачиваются за своих родителей? Мать её дала клятву отдать дочь в монастырь, если поборет болезнь. Ну так и иди сама туда раз выздоровела. Почему дочь не считается за личность? Почему она обязана лишиться собственной жизни, желаний, надежд? Разве это справедливо? Мне было очень жаль Агнессу. И что самое обидное - у неё было множество возможностей сбежать, но роковая случайность постоянно все рушила!
И ещё именно в этой главе рассказывается легенда о кошмарной Окровавленной монахине. Привидении замка Ленденберг, являющемся раз в 5 лет. Обожаю эстетику этой истории! *_* Кстати, недавний ужастик "Монахиня" по атмосфере схож с этой легендой, надо бы пересмотреть (фильм бредовый, но картинка крутая).

2 глава II тома (блуждания Лоренцо).
Как по мне самая скучная глава ибо в ней Лоренцо блуждает по своим женщинам))) Одна бедовая с матерью, которая похоже собирается её ото всех прятать, нет чтобы замуж выдать. Вторая бедовая застряла в монастыре, и угораздило же её попасть к чокнутой настоятельнице, которая готова стать клятвопреступницей, но даже по приказу Папы Римского не выдать монахиню родственникам. Вот тут у читателя уже начинают прорезываться желания задушить эту старую гадину, иначе и не скажешь, прости Господи)))

3 глава II тома (отношения Матильды и Амбросио).
Всю эту главу я недоумевала, как ранее умный и вроде бы проницательный Амбросио, мог не заметить резких изменений поведения и характера Матильды. Образ кроткой, целомудренной святой резко сменился образом опытной раскованной соблазнительницы. Неужели это его не насторожило? Не заставило задуматься, что может она ему врёт? С самого начала и её клятвы недействительны. А если врёт, то с какой целью? И может её пора погнать с монастыря? Но нет, похоть затмила все мозги, вот они последствия воздержания.
Интересно, как бы сложилась судьба Амбросио, если бы дядя не сдал его в монастырь, а настоятель не вознамерился насильно сделать его своим приемником? Он же был дворянином. Был талантлив. Обладал привлекательной внешностью и харизмой. Амбросио не был классическим карикатурным монахом с животиком и красным носом. Он мог стать воином, адвокатом да даже мореплавателем... и остаться хорошим человеком. А так религия создала из него тщеславного гордеца, задушив все таланты, из-за чего злу легко удалось пробить броню его непогрешимости.

4 глава II тома (истинная сущность Матильды и Амбросио).
А вот тут уже начало твориться полнейшее мракобесие. Истинная суть Матильды и Амбросио вылезла наружу. Она толкает его на всё новые злодеяния, а он и рад стараться! При этом ему даже не хватает мозгов, чтобы понять, что его "совращение" было тщательно продумано, подготовлено и мастерски реализовано. Столько было моментов и диалогов, которые Матильду разоблачали, но... если раньше мне было немножко Амбросио жаль, то теперь совершенно нет. То как он поступает с людьми, выдаёт в нем законченного негодяя, и прощения ему уже быть не может.

1 глава III тома (поиски Теодора и злодеяния Амбросио).
Глава контрастов - о благородных изысканиях неунывающим юным пажом Раймонда его возлюбленной Агнессы по монастырям и об окончательном падении монаха, совершившем самый страшный грех из всех возможных. Читать было мерзко и страшно.

2 глава III тома (предсказание призрака Эльвиры).
Ещё одна глава, которая прошла для меня под эгидой омерзения к Амбросио. И ещё презрения к тупости Антонии. Хотя в этом все же виновата не она, а её мать. Которая таки померла и оставила дочь совсем одну, предварительно отвадив Лоренцо, который мог на ней жениться и спасти, отказавшись от денежной помощи дона Раймонда, которая позволила бы девушке уехать подальше от монаха, да даже не просветив ту, почему Антонии стоит бояться оставаться наедине с мужчиной! Именно благодаря "мудрой" матушке Антония так и продолжила общаться с Амбросио, не поняв чем он опасен, потому что ей никто ничего не объяснил и она вообще была не в курсе многих человеческих отношений. В итоге эта безграмотность обернулась трагедией. Спасибо предусмотрительной матушке -_-
Кстати, Леонелла весь роман была очень забавным и самым позитивным персонажем. Мне было любопытно читать о тетушке))) Но... в этой главе она меня разочаровала. Мало того что опоздала с приездом, так и ещё узнав о произошедшем с родственницами, просто взяла и укатила с новоиспеченным муженьком восвояси!

3 глава III тома (расплата за грехи настоятельницы).
Наконец-то, наконец-то настоятельница получила заслуженное возмездие! Но как же страшна толпа!
И ещё ужаснее то, что обнаружил Лоренцо в темнице, глубоко в подземелье женского монастыря. Представляю какое воздействие оказывал этот роман на читателей 19 века, тут и в 21 веке есть от чего пребывать в шоке.

4 глава III тома (раскрытие тайн подземелья монастыря).
...А точнее лучше бы их было не раскрывать, а то такая гниль и мерзость человеческая открылась.
Кстати, в этой главе появилась ещё одна героиня - Виргиния. Вроде бы персонаж сугубо положительный, но вот мне она не понравилась. Уж слишком продуманная девица, а её попытки понравиться Лоренцо, сокрушаясь о судьбе его возлюбленной и сестры, попахивали лицемерием. Ну да ладно.

5 глава III тома (расплата и финал).
Одна из самых сильных глав. Превосходный финал. Автор не мог бы закончить эту книгу лучше. Хорошо, что он не сделал эпилога с хеппи-ендом, а завершил главой, посвящённой именно Амбросио.

И, напоследок, моя маленькая придирка к тексту. Так как в этот раз я роман не слушала, а читала в бумаге, мне бросились в глаза некоторые моменты, которые немного, самую малость, бесили))) Например, судя по тексту автора, в монастырях живут то ли слепые, то ли тупые люди. Монахи за полгода не смогли разглядеть в послушнике девушку (с формами, пышными губами и длинными волосами, ага). Брат и подруга пострадавшей не могут её узнать, хотя она только осунулась и похудела. Девица мечется по склепу полдня в припадках, что не может выбраться и умирает с голоду, и только потом на одной из гробниц обнаруживает корзину с подношениями. Ну правда, мне много раз за роман хотелось разным героям подарить очки ибо они в упор не видели, то что было у них под носом))) Ещё меня раздражало, что в критических ситуациях разные герои вместо того чтобы бежать и спасаться, падали перед угнетателем на колени и ломали руки в просьбе пощадить 0_0 При этом никакой надежды на пощаду и быть не могло, но нет - только на колени, убежать никак ума не хватало. Ну да ладно, отдаю должное времени написания романа. Наверное, когда автор творил, персонажи не могли вести себя иначе.

Итого: Вот люблю я "Монаха", и после перечитывания он продолжит оставаться моим любимым классическим готическим романом. Это действительно увлекательное, атмосферное и хорошо написанное произведение, которое стоит прочтения. Причём неоднократного. Лично мне во второй раз со знанием сюжета и намерений главных героев читать было даже ещё интереснее.

"Едва я успевал намекнуть на преступление, как ты его уже совершал."

картинка KatrinBelous

Книга прочитана в рамках игры "Литературный турнир"