Больше рецензий
2 апреля 2022 г. 15:52
238
4 Не хочется осквернять своим недоверием память погибших в печах Освенцима, поэтому рекомендую прочесть эту книгу хотя бы в память о них
РецензияПеред нами не что иное, как записки, найденные в пепле возле печей концлагеря Освенцим. Их автор - Залман Градовский - еврей, которого вместе с семьей в октябре 1943 года депортировали в Аушвиц
⠀
Сразу по прибытию всех - жену, мать, двух сестер, тестя и шурина-убили, а самого Залмана зачислили в зондеркомандо (работники крематориев).Там он прослужил 16 месяцев, вплоть до восстания бригады 7 октября 1944 года, во время которого он и погиб
⠀
Его записки- это попытка осознать происходящее вокруг.Он создает себе некоего воображаемого друга, которого как бы водит по лагерю и рассказывает ему о нечеловеческих порядках и зверствах нацистов. Всех людей мира, своих будущих читателей, и даже Луну - всех Залман призывает в свидетели гибели еврейского народа
⠀
Записки делятся на 3 части:
«Дорога в ад» - это история депортации, когда ничего не понимающие люди стоят в вагонах для скота и ждут, что с ними сделают
«В сердцевине ада», или «Посреди преисподней» - собственно "жизнь" в лагере
и "Письмо из ада" - эмоционально сильное послание потомкам
⠀
Все три главы начинаются со скорбного перечисления своих близких, уничтоженных немцами, а заканчиваются адресом нью-йоркского дяди Градовского, к которому автор посылает читателей за фотографиями и подробностями жизни его семьи
⠀
Последняя глава датирована - 6 сентября 1944 года, то есть всего за месяц до восстания «зондеркоммандо».В ней подробно описаны места захоронения пепла и других «зондеркоммандовских» схронов, а также призыв искать эти схроны везде, где только можно (увы, после войны этот призыв был проигнорирован)
⠀
Впервые записки Градовского переведены на русский в 1962 году, опубликованы же лишь только в 2005 Их обнародование вызвало огромную волну споров, вплоть до признание и вовсе недействительными
⠀
Честно признаюсь, я так до конца и не определилась, верю автору или нет, слишком много в тексте стилистических изысков, которые наталкивают на сомнения