Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2022 г. 19:14

176

4

«На взлет…
Уходит ввысь «Илья» трудяга,
Турбин грохочущий квартет,
Поет…
Летит «Ильюша» работяга, бродяга, наш
транспортяга…»
Из песни Н. Анисимова

Книга являет собой довольно средний по объему очерк о конструктивных особенностях и применении моего любимого и безусловно лучшего в нашей стране военно-транспортного самолета Ил-76(М, МД).
Текст охватывает период от начала эксплуатации основного самолета нашей Военно-транспортной авиации (первый полет опытного образца 25 марта 1971 года) до начала 2000-х годов.
Изобилует фотографиями иногда к месту по ходу изложения книги, чаще всего бессистемно для наполнения объема.
Наиболее хорошо, подробно о возможностях самолета Ил-76(М, МД) рассказано в части касающейся десантирования личного состава, техники и грузов, перевозок в интересах министерства обороны и народного хозяйства.
Во все точки мира перевозки тысяч и тысяч тонн гражданских и гуманитарных грузов, автомобилей, строительной, сельскохозяйственной техники, узлов связи, стройматериалов, продовольствия, бог знает, чего еще… Спасение раненных, больных, эвакуация людей из горячих точек и зон природных, техногенных катастроф. Афганистан, землетрясение в Армении. Везде он – наш славный «Ильюша». После распада СССР Россия получила большинство бортов Ил-76М, МД при разделе состава самолетов семи военно-транспортных дивизий между независимыми республиками. И главное смогла не только поддержать их исправность, провести капитальный ремонт всех самолетов, более того смогла наладить выпуск новых самолетов.
Автор сообщает, что когда-то служил старшим техником Ил-76 и что в ту пору ему «довелось узнать много полезного». Возможно это так, но почему-то собственно о самолете, о его техническом устройстве, особенностях технической эксплуатации, достоинствах и недостатках в книге «кот наплакал». И это жалко. Нет самого главного – о модификациях Ил-76, который «вырос» сначала в Ил-76М, потом Ил-76МД, Ил-76МДМ, а в наши дни уже в Ил-76МД-90А, в глубокую модификацию, но главное во вновь изготавливаемый самолет.
Довольно мало о сердце самолета, о его двигателях Д-30КП (КП-2). Есть кое-что о недостатках: о разрушениях межвальных подшипников в первые годы работы двигателей, введение периодической вибродиагностики этих подшипников с целью мониторинга их технического состояния в процессе эксплуатации. Отдельные случаи аварий и катастроф.



«Замена двигателей производилась без…крана, с использованием устанавливаемой на пилоне лебедки (впрочем, процедура эта оставалась делом крайне хлопотным и занимала до двух дней у целой бригады)».

Вот эта фраза и выдала автора. По ней точно можно сказать, что он если и служил старшим техником, то скорее всего недолго.
Потому что видно, что автор не знает, как нюансов (потому что лебедка на пилон для демонтажа-монтажа двигателя устанавливается не одна, а две), так и в целом организации процесса. Потому что бригада из четырех-пяти человек за пять-шесть часов могла двигатель заменить. Начав с утра после обеда, как правило, после обеда можно было «пустить дым». То есть выполнить опробование установленного двигателя. Назвать «делом крайне хлопотным» эту работу никак нельзя. Инженерам и техникам знающим, что за истинное мучение - замена двигателя на антоновских самолетах (Ан-12БК или Ан-26), та же работа на Ил-76(М, МД) всегда казалась легкой прогулкой.
При всех недостатках книжки, оценка ей все-равно высшая, поскольку она о родном, обожаемом «Ильюше». О великом самолете, - надежном, неприхотливом, красивом, способном взлетать и садиться где нужно. Способном, кажется, выполнить любую благородную задачу…

картинка DollakUngallant