Больше рецензий
28 марта 2022 г. 13:43
404
3.5 А был ли призрак?
РецензияКогда я прочитала аннотацию книги, просто влюбилась в эту историю, смесь семейной саги, детектива и мистики, все, как я люблю! Да ещё книга оказалась в твёрдом переплете, за такую низкую цену, просто сказка! Но, действительность оказалась намного печальнее... Но все по порядку.
Роман повествует нам историю угасающей усадьбы Хандредс-Холл с ее обитателями: стареющей аристократкой миссис Айрес, ее незамужней дочерью Каролайн и покалеченном сыном Родериком. Повествование ведётся от лица их семейного доктора, Фарадея.
Во-первых, этот роман не детектив, и тем более не мистический триллер. Это больше напоминает психологическую драму.
Во-вторых, первую половину книги я еле осилила, настолько тягомотный и удручающий слог (да и атмосфера книги в целом), только с середины появилась динамика в сюжете и читать стало легче.
В-третьих, в книге нет ни одного персонажа, который был бы мне симпатичен.
Меня дико нервировал тот факт, что все эти люди цеплялись за прошлое, не желая смотреть правде в глаза: мир кардинально изменился, обществу больше не нужны аристократы с их пафосом и церемониальностью, на первый план выходят дельцы и предприниматели, истинные сыны капитализма. Жильцам Хандредс-Холла было проще питаться отходами (а иногда откровенно голодать) и ходить в обносках, чем продать усадьбу, принять действительность и жить в полную силу. Вы что, прошлое и мнимый пафос важнее!
Миссис Айрес для меня - самый неприятный персонаж, во многих моментах (если не во всех) виновата именно она. Это наглядный пример того, что бывает, когда родители совершенно не любят своих детей. Читая, мне иногда хотелось просто кричать, женщина, ну оглянись, что же ты творишь со своими детьми?! Айрес - стопроцентная эгоистка. Ей проще сидеть на диване, делать вид, что усадьба и ее семья в порядке, придаваться воспоминаниям, как же хорошо было раньше! А то, что она ест черствый кекс и ходит в потрёпанных нарядах - так, ерунда. К дочери миссис Айрес относится, как к рабыне, ей плевать, что Каролайн давно перевалило за нормальный для тех времён брачный возраст, ещё немного и она не сможет выйти замуж в принципе. Но, мне кажется, именно этого старуха и добивалась, оставить дочь при себе, чтобы был человек, которому она могла бы жаловаться на жизнь и своё состояние. С сыном дела обстоят еще хуже. Мальчик, в свои юные годы уже успевший побывать на войне, вернулся покалеченным, но живым, да любая мать была бы просто счастлива этому, какая разница, какой он внешне, с ожогами или нет, главное здесь, рядом. Но, к сожалению, миссис Айрес не нормальная мать, она стыдилась своего сына, ведь он посмел испортить идеальную картинку ее жизни. У такой аристократки, как она, не может быть покалеченного сына. И плевать она хотела, что с мальчиком не все в порядке, и в физическом, и в психическом плане, плевать на то, что он страдает, что пытается тянуть на себе не только последствия войны, но и развалившуюся усадьбу. Отношения Айрес со своими детьми - это абсурд и тонна работы для психолога.
Каролайн, одинокая девушка (практически старая дева), у которой, кроме любимого пса, никого не было. Она единственная вызвала во мне хоть какие-то положительные эмоции, как бы ни было, Каролайн по-своему целеустремленна и решительна. Но все рушит зависимость от матери. Девушке так хочется быть любимой, нужной матери, что она готова отказаться от своего будущего, сидеть рядом с семьей, выслушивать горестные жалобы на нынешнюю жизнь и тянуть на себе развалившееся хозяйство, ведь мать совершенно не вникает в дела усадьбы, кто, если не Каролайн, возьмёт все в руки и попытается склеить то, чего уже, по факту, нет. Девушка настолько одинока, что готова поверить в любые речи, отдать свою жизнь любому человеку, который хоть как-то обратил на неё внимание. Единственный человек, который искренне ее любил и пытался помочь, это брат, Родерик. Он понимал, что сестра упустила практически все шансы на счастливое будущее, что жизнь в этом месте, рядом с матерью, которой все равно, это не жизнь. Но, откровенно говоря, что он мог сделать, если Каролайн сама выбрала такую судьбу. Ведь она могла бросить все, уехать, построить жизнь заново, помочь брату, она все это могла, она далеко не глупа и не наивна (и в отличие от брата понимала, как действительно относится к ней мать). Но эта слепая вера в то, что когда-нибудь мать обратит на неё внимание, стала для девушки роковой и, к сожалению, даже если можно было что-то исправить, было уже слишком поздно...
Родерик, славный, умный мальчик, которому пришлось пережить то, что не смог бы вынести взрослый мужчина. Наверное, к нему я испытывала самую сильную жалость, если его сестра имела возможность и волю все изменить, то Родерик был ещё крепче связан с матерью, в отличие от Каролайн. Он просто из кожи вон лез, чтобы мать обратила на него внимание. Но такой человек, как Айрес, не мог снизойти к сыну, который покалечен не только внешне, но и внутри. Его ожоги, травмированная нога ничто, по сравнению с тем, какой урон нанесла война душевному состоянию парня. У него явно был посттравматический синдром, с тревогой и паническими атаками. И если бы мать хоть немного поддержала его, хоть как-то обратила внимание на сына, у Родерика были бы силы и желание лечиться, был бы стимул бороться за себя и свою жизнь. А что в действительности? Парень один на один со своими проблемами, да ещё сверху переживания за состояние усадьбы, попытки быть хозяином и главой семьи, защитником для матери и сестры. Ни один нормальный человек не выдержал бы всего этого, а здесь неопытный молодой мужчина, никакая поддержка сестры не могла ему помочь. И окончательный приговор для него подписала мать, которой проще было признать, что ее сын сумасшедший (как он посмел!), пожалеть себя, несчастную, чем начать бороться за родного человека.
Доктор Фарадей, по факту, стал семейным врачом жителей усадьбы Хандредс-Холл совершенно случайно. Если в начале книги я думала, вот он, честный, справедливый человек, истинный доктор, для которого здоровье и счастье пациентов превыше всего, то ближе к концу романа я окончательно в нем разочаровалась. Фарадей - доктор из среднего класса, чего очень стыдится. На протяжении всей истории можно было наблюдать его нытьё на несправедливую судьбу (именно это осложняло чтение книги). Он считал себя плохим врачом, внимание, потому что он из простой семьи(!!!). Может я ошибаюсь, но навыки врачевания не зависят от социального происхождения. Хорошо, он такой несчастный, вдруг попадает в мир аристократов (и ничего, что аристократы, извините, одним местом светят), вот он шанс выбиться в люди! По началу он действительно, как врач, хотел помочь Родерику, но постепенно соблазн и близость нового положения и жизни в усадьбе взяли верх над миссией доктора. И кроме как о своей цели стать аристократом, пусть и не по рождению, а по титулу, он ни о чем не думал. Лечение Родерика стало не целью, а поводом для посещения усадьбы. Если изначально он высмеивал и миссис Айрес с ее меланхолией, и некрасивую, мужеподобную (с его слов) Каролайн, и Родерика, пытавшегося тянуть на себе все и сразу, но потом, обдумав перспективы, он открылся со своей истинной стороны: алчной, жадной, слабой и зависимой от мнения людей. Вдруг и Каролайн стал привлекательна, ещё бы, дочь аристократки, средство пробиться в высший свет. По моему мнению, здесь не было никаких чувств, Фарадей не был влюблён и уж точно не любил девушку, он думал, что это чувства, он заставил себя поверить в любовь. И ничего хорошего из этого не вышло, он окончательно загубил не только свою репутацию как доктора (вполне хорошего специалиста, что отмечали окружающие его коллеги, что бы о себе не думал сам Фарадей), но и судьбу Каролайн. Мне был намного симпатичнее коллега Фарадея, который в открытую обсуждал людей и размышлял о жизни, нежели лживый, сам не знающий, чего хочет о себя и окружающих, Фарадей. Он единственный, будь адекватным человеком, мог изменить ситуацию, открыть, наконец, всем глаза на новые реалии жизни. Увы, но этот персонаж полностью себя дискредитировал в моих глазах.
А что же призрак, так рьяно навязанный в аннотации? А его практически не было. Он проскальзывал в воспоминаниях миссис Айрес, в шумящих трубах, в зеркалах, в темных уголках ночной усадьбы. Было ли привидение? Думаю, нет. Все то, что произошло с усадьбой и ее жителями - итог токсичных отношений, психологических проблем и человеческих пороков. Здесь нет мистики, здесь есть неприглядная жизнь.
Я поставила этому роману 3,5 балла, за то, что все таки, пусть даже я была обманута аннотацией, здесь нет детектива и мистики (хотя, может, для кого-то, во всем виноват призрак, тут каждый решает сам), книга заставила задуматься, оставила в моей душе след, пусть и не совсем положительные эмоции я испытала по окончанию книги, но ведь испытала! Поэтому, если Вы любите психологические драмы, книга Вас не оставит равнодушной, но для любителей детектива и мистики она вряд ли придётся по вкусу.