Больше рецензий

19 марта 2022 г. 17:07

249

5 Спойлер Философское рассуждение о морали и ценностях в контексте политического безумия и хаоса

Семейная пара — Клара и Хуан — учатся в Заведении и готовятся к Экзамену, по результатам которого намереваются получить дипломы государственного университета Буэнос-Айреса. Вечер перед событием они решают провести с друзьями, чтобы отвлечься от переживаний. Андреас и Сильвия — тоже посещают Заведение, но в качестве вольнослушателей. Репортер — работает в местной газете и всегда оказывается в центре событий. Друзья гуляют по городу, заходят в местные пабы и рестораны, обсуждают происходящую в стране смену власти, спорят о жизни и смерти, об образовании, морали и современных ценностях. А в это время Абель — туманная фигура, призрак затаенной опасности, преследует друзей, где бы они ни оказались.

Первые пару страниц читать было скучновато:не понятно, что такое Заведение, кто такие Чтецы и что вообще происходит. Но как только в сюжет вплетаются диалоги, история начинает развиваться. Разговоры героев наполнены ироничными шутками, остроумием, философскими идеями. Сразу проваливаешься в повествование, и оторваться уже невозможно.

Кортасар плавно погружает в обстановку Буэнос-Айреса 50-х гг прошлого века, когда в стране менялась власть. Вокруг — хаос, безумие, разрушаются памятники, дороги, отжившие моральные устои. Жители устраивают незаконные демонстрации на улицах, их разгоняет полиция — оружием, газовыми бомбами и хлопушками. Ситуация, описанная Кортасаром 70 лет назад во многом перекликается с тем, что происходит сейчас в нашей стране.

Образование переживает кризис: в университетах не преподают реальные науки, профессора не ведут оригинальные лекции. Вместо этого Чтецы читают для вольных слушателей книги: об искусстве, музыке, архитектуре, художественную литературу, развлекательные журналы. Люди (в особенности, девушки) наивно верят, что такое просвещение действительно приносит пользу, с удовольствием ходят на чтения, поглощая бесполезную информацию. Сходить на такую лекцию — то же самое, что и посетить бар и поесть бутербродов.

Идея ценности образования — наверное, ключевая мысль всего романа. Когда приходит час решающего экзамена, которого Хуан и Клара со страхом ожидали, они сталкиваются с разочарованием. Экзамен так и не состоялся: один из преподавателей вынес из пустого деканата коробку со свежеотпечатанными дипломами. Одинаковые аккуратные корочки с пустой графой напротив имени — нужно только вписать свои инициалы, и вот ты уже магистр, образованный выпускник Государственного университета Буэнос-Айреса. Герои подавлены, сожалеют о потраченных усилиях, которые так и не оправдались.

Кортасар лаконично вплетает в сюжет символы. Например, туман — липкий, густой, душный, преследует персонажей на протяжении всего романа. Это даже и не туман вовсе — герои спорят, и так и не могут понять, смог ли это, или что-то совсем непознанное. Клара делает свой собственный вывод: туман — это скопившееся за годы смуты и разрухи человеческое напряжение.

Имя одного из главных героев вовсе не упоминается — он просто репортер. И такой прием тоже не случаен — не называя конкретного имени человека, Кортасар представляет репортера как образ всех подобных людей. Они все знают, знают правду, но пишут то, что требует от них власть, чтобы не столкнуться с проблемами. Находятся в ловушке собственных идей.

Таинственный Абель — образ скрытой, затаенной угрозы. Он прячется за деревьями в тумане, мелькает в толпе, случайно оказывается в барах, где беседуют друзья. Клара, Хуан, Андреас — все видят его, но до конца не верят собственным глазам. Кажется, что Абель им просто мерещится.

К финалу напряжение усиливается: начинаются бомбежки, пожары, паника. Все чаще фигурирует смерть — случайные люди, погибшие на демонстрациях, мертвец в книжном магазине, старые знакомые из далекого прошлого. Кортасар показывает это через запахи: туман сгущается, воздух становиться тяжелым, душным, пахнет сыростью, затхлостью.

Роман завершается завершается логично и лаконично, но оставляет вопросы. Хуан и Клара вынуждены спасаться бегством. Адрес самоотверженно принимает на себя опасность, грозящую друзьям, сталкивается с Абелем и умирает. Но до конца так и не понятно: от рук противника или от собственных. Репортер напивается в баре и засыпает, как всегда оставшись в центре событий. Сильвия благополучно возвращается домой, выпивает кофе, ложится спать, а проснувшись, ждет Адреса, ни о чем не беспокоясь. Все происходящее в романе ее будто не касается. Ее образ — олицетворение податливой, неосознанной толпы. Ни о чем не задумываясь, она просто принимает ситуацию такой, какая она есть, не сопротивляется и не сомневается в правильности. Поэтому для нее единственной все заканчивается хорошо.

В целом роман очень глубокий и философский, тут есть над чем подумать. Кортасар описывает непростые события, которые происходили в то время Буэнос-Айресе. Общество меняется, перерождаются мораль и ценности. Персонажи переживают переломный жизненный момент. Находятся в постоянном напряжении, бояться неопределённого будущего. Им страшно просыпаться по утрам, ведь во сне можно просто затеряться, выпасть из происходящего вокруг ужаса и ненадолго погрузиться в блаженный покой.

Чтобы справиться с переживаниями, они пишут дневники и стихи, вот только их никто не читает, кроме небольшого круга друзей. Они гордятся тем, что пишут правду, но обесценивают себя, считают такое дело бесполезным. Ведь донести свои мысли до других и повлиять на что-то они не могут. Во много мы сейчас находимся в похожей ситуации, поэтому роман задевает за живое. Проникаешься чувствами героев, ловишь в себе похожие ощущения.

Нисколько не пожалела о том, что открыла для себя нового автора. Прочитать роман, однозначно, стоит, особенно, в нынешней безумной ситуации.