Больше рецензий

18 марта 2022 г. 15:27

2K

5 Ночная лилия

На испещрённом вязкими морщинами, залитом густой небесной лавой, асфальте нью-орлеанской глубинки, сквозь узкую молнию трещины, воздевает к кипящему палачу тонкий стебель белая ночная лилия. Да, это - Бланш Дюбуа. И нет ошибки в том, что искалечены хрупкие лепестки на солёных ветрах пустынного города - удел иллюзий жесток. На выжженной почве не расцветут вновь ночные лилии, выдернутые из искристой влаги подлунного рая.

Наверное, излишне хаотичное вступление многим покажется необоснованным метафорическим выхлопом. Но, прикоснувшись к струнам творчества Теннесси Уильямса, я почти физически испытала эмоциональный спектр впечатлений. Ведь здесь треугольник авансцены так умело подсвечен автором с трёх положений, что каждая точка находится в узком луче мерцания собственной сути. Чуть ближе к зрителю - крошечная Стелла. Маленькая звёздочка, тусклым мотыльком примкнувшая к сладостному источнику пламени страсти. Ветер судеб вскружил её безрассудную голову, лениво опустошая сердце. Непростительное предательство скользким узлом свяжет её пустую душу. Но разве будет болеть фантомная душа?

Стэнли, под ярким дулом софитного круга, устремляет мрачный взор вызова сквозь светлый поток смысла. Живой продукт порока превосходства. Мнимый божок зеркального олимпа. Сколько тестостерона впрыснула судьба в полый мешок его тела! Его комплексы следуют за ним тенями, куда не беги. Бравада взрывает его извилины в попытке избавиться от бессознательной сегрегации медведя-"полячка" в постели белой леди... Хмельная пляска клавиш синего пианино вторит безумным трелям права силы. Последние заглушают все звуки...

И Бланш. Белая тень, венчающая странную геометрию чувств. Оболочка, сброшенная вихрем жизни с беззащитной души. Уже отцвела... А цвела ли? Она - притязания на лайковые перчатки на тонких кистях, на палевую камею в жёстких завитках волос, на восхищение пронзительных глаз, на благородное признание тонкой рифмы эмоций... Мечтательница, фантазёрка Бланш, наивно искала себя в других. Но лик смотрящего таит только смущённая гладь отражения. В погоне за Красотой и Чувством, под бременем Жизни, опутав голую душу канатом иллюзии, нежный стебель Бланш сочно трещит, облетают обожжённые ветром лепестки, иссыхают воздетые листья... Да, она грешна. Да, она инфантильна. Да, она запуталась в буре эпох, между аристократическим вздохом и дыханием новой демократической Америки. Нет благодатной росистой почвы для мятущейся души ночной Blanche лилии. Потеряна для мира, в иллюзиях, она потеряла себя.

Одна из самых знаменитых американских пьес воплотила откровение единой личности среди драмы нового американского общества. Великолепным слогом Теннесси Уильямс очертил строчки сердечных следов для читателя. Произведение многогранно воздействует на воображение: автор рифмует тональности всех органов чувств. Объемными барельефами проступают застывшие образы героев на фоне жаркой панорамы Нью-Орлеана. Одни ищут гармонию и, спотыкаясь, падают в разврат Желания. Другие - в угаре Желания находят мнимую гармонию. Грани между воздушной душой и бренным телом заметает песками времён... Тем более болезненно трогательной становится история героини. В истерических визгах безумного мира умолкнет её тело... Но кто услышит немой крик души? Ночная лилия обречена.
картинка Blanche_Noir

Вокруг света

Комментарии


Спасибо, Анна, за такую поэтическую рецензию на прекрасную пьесу!



На выжженной почве не расцветут вновь ночные лилии, выдернутые из искристой влаги подлунного рая.

И эта печаль выдернутых ночных лилий перекликается со стуком топора в чеховском вишнёвом саду, где никогда уже не поспеют вишни. Уильямс признавался, что в своём литературном становлении он более всех обязан Чехову. И оба драматурга хорошо понимали, что красота (как старых плантаций юга Америки, так и вишнёвого сада России) ускользает, ведь она обречена на гибель.



здесь треугольник авансцены так умело подсвечен автором с трёх положений, что каждая точка находится в узком луче мерцания собственной сути.

Треугольник получился очень даже интересный. Похоже, что у Стэнли нарциссическая акцентуация характера, а Стелла – созависимая личность, что делает их союз достаточно крепким, но при этом лишённым счастья. Ну, а у Бланш явно прослеживаются признаки истерического расстройства личности.



Да, она грешна. Да, она инфантильна. Да, она запуталась в буре эпох, между аристократическим вздохом и дыханием новой демократической Америки.

То же самое можно, наверное, сказать и о Раневской из выше упомянутого "Вишнёвого сада", изменив лишь название страны.


Людмила, большое спасибо Вам за такой прекрасный и интересный отзыв! Мне очень приятно Ваше внимание.)



И оба драматурга хорошо понимали, что красота (как старых плантаций юга Америки, так и вишнёвого сада России) ускользает, ведь она обречена на гибель.

Вы правы, конфликты эпох, на стыке которых произрастают драмы конкретной личности, созвучны в обеих пьесах. Уильямс, словно своеобразно продолжает тему Чехова, изменив лирическую глубокую тональность России на американский беззаботный мотив, в котором сквозит далёкая нота пронзительной грусти и близких потерь.



Похоже, что у Стэнли нарциссическая акцентуация характера, а Стелла – созависимая личность, что делает их союз достаточно крепким, но при этом лишённым счастья.

Знаете, мне тоже показалось, что такие отношения обречены. Такая комбинация положений в союзе чревата разрывом. Конечно, для Стэнли удобна позиция домашнего идола, но, думаю, Стелла устанет долго подсвечивать его пьедестал.



То же самое можно, наверное, сказать и о Раневской из выше упомянутого "Вишнёвого сада", изменив лишь название страны.

Интересная мысль.) На первый взгляд, их образы такие разные, но смысл подводит фигурную скобку под сутью обеих.