Больше рецензий

LinaSaks

Эксперт

Случайный, Лайвлибовский

17 марта 2022 г. 22:31

330

4.5 Нырок за знаниями.

Вы замечали, как много животных присутствует в любых сказках? Я сейчас не про драконов, они понятно, что представляли собой враждебную силу со стороны, врагов нападающих, а о коровах, конях, козлах, утках, зайцах, медведях, простых таких животных, которые появляются, когда герой или героиня отправляются в свое путешествие на ту сторону. Ну, баба-яга, тридевятое царство - это всем известное направление с белого света в потусторонний мир.

Вообще про животных в сказках много написано Владимиром Проппом о той же белочке в Царе Салтане, что она является проводник на ту сторону... что неожиданно и придает сказке мрачности. И если у Пушкина ты не ожидаешь подвоха, то с Пряхами у проруби сразу понятно, что дело нечисто и привет, потусторонний мир.

Начнем с того, что сюжет карельской сказки не нов, мы его встречаем с детства в известной нам сказке "Морозко" и не всегда первым идет прочтение сказки, скорее уж спасибо Роу, за то, что он нам рассказал, что такая сказка есть, хоть экранизация чуточку отличается от того, что рассказано в сказках без привлечения доброго волшебника-рассказчика. Ведь самое страшное в сказках, когда девочек, которые не нравятся отправляют в зимний лес или как в этом случае сажают зимой у проруби - то это всегда дань, жертва природе. По-хорошему, это для задабривания зимы, но ведь всегда можно воспользоваться языческими обрядами, чтобы избавиться от той, кто тебе неугоден, особенно, если ты Сюоятар, что-то вроде Бабы-Яги (вот только не в хорошую сторону, а в страшную, в сторону смерти, голода, мора). Тут еще кое-что важное - прорубь! Ведь мачеха Сюоятар, отправляет свою падчерицу, которую извести не может не в лес, а к проруби, то есть воде. Почему важно, потому что в сказках (не в этой, а во многих карельских) Сюоятар передвигается по воде в лодке, у нее есть прямая связь с водной стихией. Эту связь, обозначила, карельская фольклористка У.С. Конкка выделив ее из заклинания: «Сюоятар встала из моря, змей-дракон – из волны». Герои карельских сказок в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар. В большинстве случаев ее сжигают, причем останки, по ее повелению, превращаются в воробушков, воронов, змей и насекомых, комаров и всякий гнус, мучающий человека, – то есть в существа, связанные с загробным миром. Отсюда и проступает настоящая природа Сюоятар – что она обитательница водных пространств, существо загробного мира в образе змеи.

Почему я так подробно останавливаюсь на этих моментах, потому что мы часто просто читаем сказку, как урок, наказ, будь трудолюбив и тебе воздастся, но в сказках намного больше скрыто, и уроки сильно связаны с потусторонним миром, с тем, что ты должен решить не всегда в этой жизни или в этом теле.

Если дальше следовать по сказке, то прежде всего со знаниями выше не возникает вопроса, почему мачеха отправляет падчерицу в такое странное место, как водоем с прорубью, а ведь недоумение поэтому сразу возникает, если деталей не знать. Дальше становится понятно, почему только пообщавшись с рыбкой, падчерица может нырнуть в прорубь и остаться "живой". Почти все звери всегда связаны с потусторонним миром, они почти всегда проводники в него, потому что они не ограничены сознанием, они не видят разницы, которую для себя создал человек разделив миры: физический и духовный. Им не нужно "умереть", чтобы попасть в мир неограниченных духовных возможностей. А человеку нужен проводник, чтобы не затеряться, не оставить тело навсегда, а вернуться обратно. В нашей сказке это была рыбка, как конек-горбунок, открывшая возможность погрузиться в прорубь - умереть - и оказаться в правильном месте.

Скорее всего, в карельских сказках есть противовес Сюоятар, но я про него ничего не знаю, поэтому дальше рассуждаю из известного мне и это лишь предположение развития языческих образов. Прежде наша Машенька заручается поддержкой животных-тотемов: коровы, лошади - тут очень понятно все, животные-кормильцы, без них не выжить, а Машеньке, чтобы вернуться в "жизнь" выжить необходимо. А потом девушка наша уже появляется в доме у старушки, которая и не добрая и не злая, мы о ней мало что знаем. Но если учесть, что Сюоятар приравнивают к Бабе-Яге, а Баба-Яга изначально была тем, кто оберегал детей, помогал им, учил их, а потом уж доставлял в светлое будущее, то у нас получилось, что Машенька как раз пришла, к уже к изначальной обязанности Бабы, но с уже потерянными деталями. То есть карельцы как бы разделили нашу Бабу, на зло - забирает детей у родителей (что стало) и добро - помогает детям получить богатство (что было). Не смогли в диалектику, поэтому создали двух персонажей. Почему я прихожу к такому выводу - потому что дальше по сказке старушка дает героине сито с детьми, а в детях у нее змеи, ящерицы, лягушки, а мы ведь помним, что Сюоятар "существо загробного мира в образе змеи", а еще, что вода - это стихия нашей главной негодяйки, то есть получилось, что негодяйка выбрала ребенка и отправила сама к себе на испытания, на образование, в свой дом, который можно найти под чем-то, через прорубь в "под" проникнуть легче всего.

И пройдя испытания, как экзамены после образовательного процесса, девушка возвращается на землю с богатством. Людям необразованным сложно осознать, что знания - это богатство. Для них вещественное весомее того, что они не могут пощупать. Они не умеют думать наперед, не понимают, как знания о том, как работает, например, мельница, может им помочь. Это всегда беда. Поэтому в сказке и возникают вещественные богатства, которые переливаются и вызывают зависть. Почему я говорю о знаниях, потому что, что стоило бы мачехе забрать вещественное у падчерицы? Это ведь самое просто, что ты можешь сделать. Кто за нее заступиться? Кто поверит, что это ее?) Но забрать знания невозможно. Есть еще интересное, девушка прячет знания в амбаре. Не в дом несет, не в подпол запирает, а прячет в рабочем пространстве, что знаете, тоже сильно намекает, что проявляется ее сияние именно в работе, в знаниях как приумножить то, что есть. И опять важная деталь, когда "своя дочка" вернется с того света, то ей скажут, спрятать сундук в риге. Опять ведь не в доме!

Про "свою дочку" судить сложнее, это уже скорее действительно показательный процесс, что нет проблем попасть туда, где богатство раздают, но если ты не умеешь в ум, то тебе не помочь. Ты и тотемы с собой не возьмешь, а только разозлишь их и знания, которые тебе дадут, не на пользу пойдут. Ты к чертям спалишь то, что у тебя было и погубишь себя. И я прошлась по верхам, не углубляясь в каждое появление животного в сказке, скорее накидывая общие факты. А ведь даже с этим сказка стала другой. Это уже не просто добрая девочка, которая получила сундук добра, это девочка, которая смогла связать себя с предками, с силами природы, обучиться и выйти в мир, чтобы дарить богатство. А если разобрать что собой представляет рыба, что означает корова и действие с ней, то, скорее всего, появится еще больше смыслов, которые сказками передавали наши предки детям, только вот мы все смыслы кроме потустороннего мира порастеряли...

Сказка и без копаний хорошая, только с копаниями она не кажется незаконченной и странной) А уж иллюстрации в книжке какие! Загляденье!)



картинка LinaSaks

В рецензии использовалась информация из материалов Лаборатории фольклористики РГГУ

Книга прочитана в рамках игр Мозаика в группе Трактир Чердак
Книгомарафон (март 2022) В МИРЕ ЖИВОТНЫХ.
Книга найдена в рекомендациях Пинтереста

Комментарии


Судя по отличной рецензии, это отличная сказка. Спасибо за коллаж - просто залипла. Шикарный подпин для утреннего настроения).


Скажем так, ничего особо нового, ты там не увидишь по структуре сказки, но если читать ее с иллюстрациями, то шикарная сказка получается)