Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2022 г. 15:36

323

4

"Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась" — это биографический роман о великой румынской гимнастке Наде Команечи. Написан он француженкой Лолой Лафон, которая провела детство в Бухаресте и для которой Надя была одним из первых спортивных кумиров.

С точки зрения простого читателя книга удалась. Спортивная биография Команечи и сама по себе очень интересна: тут и тяжелейшие тренировки в школе Белы Каройи, и невероятный триумф в Монреале-1976, где Надя стала первой в истории гимнасткой, получившей оценку "10,0" (причем табло не было рассчитано на такие цифры и поначалу показало "1,00"), и спад, связанный с взрослением, и героическое возвращение, окончившееся тремя медалями в Москве-1980. Кроме того, не стоит забывать, что все это Надя проворачивала в Румынии Чаушеску, о которой в книге тоже много интересного. Словом, испортить такой материал было бы довольно проблематично, Лафон и не испортила.

o-l.jpg
12:34

Однако идеальным роман я бы все-таки не назвал. Во-первых, он немного поверхностный, что вообще весьма характерно для современной французской литературы. Лично для меня в итоге практически каждая тема осталась какой-то нераскрытой. И про родителей, и про тренировки, и про сам монреальский триумф можно было бы рассказать куда подробнее, а уж про отношения с Нику Чаушеску и побег из Румынии Лафон и вовсе написала так, будто за ней самой в это время гнались агенты Секуритате. Честно говоря, из романа я вообще так и не понял подробностей побега, пришлось потом добирать информацию в Сети.

Вторая проблема книги в том, что в ней как-то многовато автора и мало реальной Нади — то есть той Команечи, которую мы знаем по интервью и документалкам. Главной особенностью композиции тут являются приведенные в конце почти каждой главы диалоги с якобы читающей книгу и вставляющей комментарии героиней, при этом еще в предисловии на всякий случай сказано, что это художественный вымысел и что реальная Надя никак в создании книги не участвовала. Мало того, что это само по себе настораживает (зачем выдумывать реакцию ныне живущего героя?), так еще и комментарии "книжной" Нади сильно диссонируют с тем, что мы о ней знаем. Кроме того, не покидает ощущение, что сам факт возможного иска со стороны собственной героини местами заставляет Лафон стыдливо сворачивать повествование в особо острых местах, особенно в главах про сотрудничество с режимом Чаушеску и побег. С одной стороны, это можно понять, с другой — если автор сама не уверена в том, что хочет сказать, то зачем она это говорит?

Чисто субъективно еще раздражали места, где "виртуальная Надя" рассказывала о преимуществах социализма, но понимаю, что для Франции эти мысли могут выглядеть оригинально и свежо.

Несмотря на указанные недостатки, в целом остался доволен. Неплохое чтение на 1-2 вечера, 4/5.

o-l.jpg
26:04